В поддержку последнего тезиса мы можем привести больше аргументов, касающихся грамотности новобранцев в российской армии. Таким образом, статистическое обозрение Харьковской губернии содержит следующие данные: в 1900 году количество грамотных призывников составляло 45,1%, к 1910 году этот процент вырос до 66,7% (Харьковская губерния, 1911). Земско-статистический справочник Самарской губернии за 1914 год содержит те же данные: 1899 – 35 %, 1912 – 65 % ( Самарская губерния, 1914). В Могилевской губернии: 1897 год – 39 %, в начале 20го века – около 50 %, в 1912 году – 76 %, а в 1913 году – 79 % (Могилевская губерния, 1914). Кроме того, количество грамотных новобранцев составляло более 80%.
стороны войны в испании
Предположим, что рост числа грамотных новобранцев оставался неизменным, тогда к 1914 году результаты были бы следующими: Харьковская губерния – 75 %, Саратовская губерния – 70 %, Могилевская губерния – 82 78_
Даже если данные являются исключительными, другими словами, не являются общими для всей страны, процент грамотных новобранцев в России к 1914 году должен был составлять примерно 65-70 78_ Но призывники 1914 года бросили начальные школы в 1904-1907 годах (из-за Первой мировой войны мужчины в возрасте от 18 до 21 года были призваны на военную службу), это означает, что процент образованных мальчиков к 1914 году пропорционально вырос. На наш взгляд, прибавку можно приблизительно оценить в 20 %, например, в Могилевской губернии этот процент привел к 100 %-ному набору школьников.
Принимая во внимание все вышесказанное, мы хотели бы отметить, что в 1894-1917 годах начальное образование в России добилось значительного прогресса. Благодаря усилиям правительства, которое, сделав выводы из Первой русской революции, в 1908 году приняло 10-летнюю программу, направленную на введение общероссийского образования. Процесс получил такой мощный импульс, что, по нашему мнению, к 1917 году задача была выполнена.
международная поддержка войны в испании
Во время Гражданской войны система начального образования сильно пострадала. Мы можем просто упомянуть в качестве примера, что несколько десятков тысяч приходских школ были закрыты. Новая методика преподавания вызвала неоднозначную реакцию у преподавательского состава. Советскому правительству потребовалось более 10 лет, чтобы реорганизовать систему начального образования, и начальное образование стало обязательным только в 1930 году.