Проект профессионального стандарта специалиста-психотерапевта
Автор проекта: Александр Лазаревич Катков                                         

Пояснительная записка к проектному документу «Профессиональный  стандарт специалиста-психотерапевта (базовая модальность: полимодальная психотерапия)»
Общие комментарии

Настоящий Профессиональный стандарт специалиста-психотерапевта (базовая модальность: полимодальная психотерапия) разработан с учетом требований и основных положений  Постановления Правительства  Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23 «О правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» в редакции  Постановлений Правительства РФ от 23.09.2014 № 970; от 13.05.2016 № 406. А так же Методических рекомендациях по разработке профессионального стандарта, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 170н.

Это означает, что настоящий проектный документ должен давать исчерпывающий ответ на вопрос того, кем должен являться специалист-психотерапевт, действующий в модальности «полимодальная психотерапия», в смысле имеющихся у него базисных профессиональных компетенций. При том, что психотерапевтические компетенции являются здесь именно основными, а не смежными (как это, например,  было во всех предшествующих вариантах документального оформления профессиональных стандартов в РФ, включающих смежные компетенции  специалистов врачебного или психологического профиля в сфере оказания психотерапевтической помощи).

В настоящем проектном документе базисные профессиональные компетенции представлены: требованиями к образованию; требованиями к опыту работы; особыми условиями допуска к работе; обобщенными трудовыми действиями; трудовыми действиями, конкретизирующими первую позицию; необходимыми умениями; необходимыми знаниями; другими характеристиками, имеющими отношение к  трудовым действиям.

То есть, настоящий Профессиональный стандарт во многом дублирует содержание образовательного стандарта специалиста-психотерапевта в части ответа на вопрос чему именно должен учиться такой специалист (в то время, как стандартная программа подготовки специалиста-психотерапевта отвечает на вопрос того, как именно будут формироваться те или иные необходимые профессиональные компетенции в ходе проводимой  профессиональной подготовки).

Важно отметить, что настоящий проектный документ соответствует главным требованиям, предъявляемым к такого рода профессиональным эталонам: он содержит именно те компоненты, которые обеспечивают высокое качество итогового «продукта» (в нашем случае это виды профессиональной психотерапевтической деятельности);  он принципиально выполним — здесь исключены какие-то запредельно сложные и необязательные конструкции — но, в то же время, факт утверждения предлагаемого проектного документа является стимулом к повышению профессиональных кондиций в рассматриваемом секторе деятельности; и он подкрепляется действующей системой подготовки специалистов-психотерапевтов полимодального профиля.

Однако самой  главной особенностью  настоящего проектного документа является то, что все представленные здесь компоненты обоснованы корректными и масштабными научными исследованиями. А также и то, что существенная часть данных компонентов выведена на основании общей теории психотерапии, разработанной по результатам этих исследовательских проектов.

Именно эти, последние позиции и формируют основу выделяемого в настоящем стандарте универсального блока психотерапевтических компетенций. Что, в последующем, может быть использовано при разработке профессиональных стандартов специалистов-психотерапевтов, действующих в поле других психотерапевтических модальностей. Но так же и при разработке общего (модельного) профессионального стандарта специалиста-психотерапевта.

Настоящий проектный документ развернут в будущее еще по одному существенному признаку —  обозначенный здесь ассортимент обобщенных трудовых действий соответствует главной тенденции развития современной психотерапии. Суть этих изменений состоит в том, что рамочная  концепция профессиональной психотерапии стремительно меняется в направлении от эксклюзивного формата взаимодействия с малочисленной группой невротизированных клиентов к масштабной помогающей, развивающей, саногенной и социально-стабилизирующей  практике. В частности — практике эффективного противодействия распространению деструктивных социальных эпидемий, представляющих наиболее опасное явление Новейшего времени. Настоящий стандарт,  безусловно, стимулирует развитие профессиональной психотерапии именно в этом важнейшем направлении.

Предлагаемый проектный документ является всеобъемлющим, в том смысле, что он охватывает основные сферы профессиональной психотерапевтической деятельности — практическую, организационную, научную. И кроме того — и такую, явно обделенную вниманием экспертного сообщества сферу деятельности, как профессиональную самоорганизацию специалиста-психотерапевта, от состоятельности и эффективности которой в существенной степени зависит качество оказываемой психотерапевтической помощи.

Таким образом, представляемый проектный документ Профессионального стандарта специалиста-психотерапевта  является современным, эффективным инструментом управления качеством психотерапевтической деятельности, особенно востребованным в условиях существующей острой конкуренции на рынке психотехнологий.

Комментарии к Разделу I. «Общие сведения»

Настоящий Раздел содержит весь набор общих сведений о рассматриваемом виде профессиональной деятельности, предусмотренных в Методических рекомендациях по разработке профессионального стандарта, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 170н. В данном информационном блоке представлены координаты психотерапевтической деятельности по методу полимодальной психотерапии в системе действующих в Российской Федерации  классификаторов занятий, высших квалификаций, видов экономической деятельности.

Сложность оформления данного Раздела связана с тем обстоятельством, что психотерапия до настоящего времени не выделена в отдельный вид занятости. Компромиссная позиция, представленная в настоящем проектном документе, состоит в том, что до момента официального утверждения психотерапии в качестве самостоятельной профессии, рекомендовано использование временных кодов по ОКЗ, которые соответствуют первому образованию и виду занятости специалиста-психотерапевта (медицина, психология, дефектология, социальная работа и пр.).

Кроме того, в данном Разделе присутствует еще одна, не предусмотренная соответствующими Методическими рекомендациями, позиция, которая конкретизирует статус подготовленного документа.  Данная позиция, в частности, уточняет весьма важное для специалистов-практиков обстоятельство того, что  разработанный Профессиональный стандарт имеет (и будет иметь в ближайшие 10 лет) рекомендательный, а не обязательный к исполнению статус. Таким образом, настоящий документ, в случае его утверждения, никаким образом не ограничивает существующий легальный доступ к профессии для специалистов-психотерапевтов, действующих по методу полимодальной психотерапии.

И далее, здесь следует обратить внимание на то, что уже в  формулировке основной цели рассматриваемого вида занятости обозначена  главная тенденция развития современной психотерапии. Основной вектор психотерапевтической активности в приведенном определении не сводиться только лишь к оказанию профильной помощи, но так же включает развивающую, саногенную и социально-стабилизирующую функцию.
Комментарии к Разделу II. «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)».

Настоящий раздел развивает и конкретизирует  главную тенденции развития современной психотерапии на примере полимодального подхода. В качестве обобщенных трудовых функций здесь приводятся все основные направления активности современной психотерапии — помогающее, развивающее, саногенное и социально-стабилизирующее (они обозначены как базисные функции полимодальной психотерапии).

Но кроме того, в качестве обобщенных трудовых функций поименованы: профессиональная самоорганизация; организация профессиональной психотерапевтической деятельности; проведение профильных научных исследований. И хотя все эти позиции в данном случае относятся к методу полимодальной психотерапии, у нас есть полная уверенность в том, что приведенная в настоящем Разделе функциональная карта обобщенных трудовых функций может быть применима к профессиональной психотерапии в целом.  И далее, такая функциональная карта  может использоваться как универсальный компонент модели общего для  психотерапии профессионального стандарта.

Еще одной  особенностью настоящего раздела является выделение  в рубрикации «трудовые функции»  сравнительно однородных групп (по первой рубрикации помогающего вектора активности полимодальной психотерапии - это клинико-статистические группы), которые имеет свою специфику собственно психотерапевтической проблематики. Соответственно, в отношении каждой однородной группы разработана наиболее эффективная стратегия полимодальной психотерапии,  основанная на доказательной исследовательской практике. И далее, в отношении каждой такой  группы  проведена стандартная и достаточно строгая процедура доказательной регистрацией метода полимодальной психотерапии, принятая в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге.

Комментарии к Разделу III. “Характеристика обобщенных трудовых функций»

Главной особенностью настоящего Раздела является разделение содержания обобщенных и соответствующих трудовых функций на универсальные (выводимые из общей теории психотерапии) и специальные (отражающие специфику применения метода полимодальной психотерапии в отношении дифференцированных клиентских групп) информационные блоки.

Абсолютно логичным поэтому является решение не дублировать в каждой трудовой функции содержание универсального информационного блока. Здесь дается сноска относительно того, что универсальные трудовые действия, необходимые для этого умения и знания представлены в каждой трудовой функции проектного документа. Отсюда понятно, что только лишь на этом универсальном базисе и возможна адекватная и высококачественная специфика полимодальной психотерапии в каждой из дифференцированных групп клиентов.

Универсальный блок трудовых действий, необходимых для этого умений, знаний и дополнительных характеристик полностью расписан в подразделе 3.1.1. Оказание психотерапевтической помощи лицам с расстройствами психики и поведения (за исключением клинико-статистических групп с кодами А /02 - 07), а также их родным и близким.

Специально следует отметить тот факт, что принципы  дифференциации групп по каждой из первых четырех обобщенных функций прежде всего ориентированы на выделение именно тех групп,  в которые входят лица, вовлеченные в наиболее  распространенные деструктивные социальные эпидемии. А так же — на выделение уязвимых в данном отношении групп населения.

В настоящем разделе так же представлена группа «заинтересованных представителей властных, интеллектуальных, культурных и профессиональных элит», конструктивное сотрудничество с которой обеспечивает масштабность и эффективность процесса противодействия распространению деструктивных социальных эпидемий.

Комментарии к Разделу IV. «Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта»

В данном Разделе приведен перечень комитетов Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов» и Общероссийской Психотерапевтической Лиги, которые непосредственно разрабатывали настоящий проектный документ..

Здесь можно еще раз обратить внимание на факт того, что предлагаемый к рассмотрению и утверждению проектный документ разработан в инициативном порядке, а не по заказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации или иных официальных ведомств РФ. И это еще одно свидетельство зрелости и способности к эффективному профессиональному саморегулированию психотерапевтического сообщества России.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ                                         проект

Специалист-психотерапевт

Базовая модальность: полимодальная психотерапия

Содержание

I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция (базовая помогающая функция) «Оказание психотерапевтической помощи кризисным группам населения»
3.1.1. Оказание психотерапевтической помощи лицам с расстройствами психики и поведения (за исключением клинико-статистических групп с кодами А /02 - 07), а также их родным и близким.
3.1.2. Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками адаптационного напряжения, проявлениями синдрома деморализации (по Дж. Франку), проблемными ситуациями и состояниями.
3.1.3. Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками и установленными диагнозами вовлечения в химическую зависимость (алкоголизм, наркомании, токсикомании), а также их родным и близким.
3.1.4. Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками и установленными диагнозами вовлечения в деструктивную психологическую зависимость (игромания, компьютерная зависимость, зависимые отношения, тоталитарные секты, экстремисткие сообщества), а также их родным и близким.
3.1.5. Оказание психотерапевтической помощи лицам с высокими рисками и признаками суицидального поведения, а так же их родным и близким.
3.1.6. Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
3.1.7. Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
3.1.8. Оказание психотерапевтической помощи лицам с тяжело и длительно  текущими соматическим заболеваниями, а так же их родным и близким.
3.1.9. Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками стигмы в связи с имеющимися у них врожденными или приобретенными физическим дефектами, воспринимаемыми как «уродство», а также их родным и близким.
3.1.10. Оказание психотерапевтической помощи лицам с индуцированными психогенными расстройствами и интерпретацией имеющихся у них проявлений психического и соматического дискомфорта с опорой на иррациональные верования, а так же предъявляющим запрос на такие же иррациональные формы помощи.

3.2. Обобщенная трудовая функция  (базовая саногенная функция)  «Достижение высоких уровней здоровья с использованием технологий полимодальной психотерапии  в заинтересованных группах населения»
3.2.1. Реализация специальных программ полимодальной психотерапии в отношении группы лиц, получающих психотерапевтическую помощь и мотивированных на продолжение работы с универсальными саногенными мишенями.
3.2.2. Реализация специальных и комплексных программ с использованием технологий полимодальной психотерапии в группе лиц с первичным запросом на высокие уровни здоровья.
3.2.3. Реализация специальных и комплексных  программ с использованием технологий  полимодальной психотерапии в группе лиц с запросом на активное долголетие и высокое качество жизни.

3.3. Обобщенная трудовая функция (базовая развивающая функция): «Форсированное развитие определенных психических качеств (свойств, процессов, состояний, навыков и пр.), обеспечивающих высокий уровень психологической адаптации и комфорта, с использованием технологий полимодальной психотерапии и в соответствии с актуальным запросом  клиентских групп»
3.3.1. Реализация специальных программ полимодальной психотерапии для группы лиц с актуальным запросом на развитие определенных психических качеств   (за исключением группы с запросами в сфере мотивации).
3.3.2. Реализация специальных программ полимодальной психотерапии для группы лиц с актуальным запросом в сфере мотивации.
Обобщенная трудовая функция (базовая социально-стабилизирующая функция)  «Обеспечение социальной стабильности, высоких уровней устойчивости населения к агрессивному воздействию среды; эффективная профилактика распространения деструктивных социальных эпидемий,  с использованием технологий полимодальной психотерапии»
3.4.1. Разработка и реализация - с использованием интернет-ресурсов - специальных информационных программ полимодальной психотерапии, ориентированных на повышение психологической устойчивости к агрессивному воздействию среды, для  населения в целом.
3.4.2. Реализация специализированных программ полимодальной психотерапии  в отношении группы населения с идентифицированным низким уровнем  устойчивости к агрессивному воздействию среды.
3.4.3. Реализация специализированных программ полимодальной психотерапии  в отношении группы населения с идентифицированными высокими рисками  вовлечения в химическую зависимость.
3.4.4. Реализация специализированных программ полимодальной психотерапии  в отношении группы населения с идентифицированными высокими рисками  вовлечения в деструктивную психологическую зависимость.
3.4.5. Реализация специализированных программ полимодальной психотерапии  в отношении уязвимых групп населения (малочисленные этнические группы, мигранты, контингент пенитенциарных учреждений).
3.4.6. Реализация специализированных программ полимодальной психотерапии в отношении заинтересованных представителей властных, интеллектуальных, культурных и профессиональных элит.

3.5. Обобщенная трудовая функция «Эффективная профессиональная самоорганизация»

3.5.1. Проведение регулярной самодиагностики, обеспечение непрерывного саморазвития и роста профессиональных кондиций специалистом-психотерапевтом.
3.5.2. Организация собственного рабочего места специалистом-психотерапевтом в реальном и информационном пространстве (информационное обеспечение, клиентская база, налаженные коммуникации с потребительской и профессиональной средой и пр.).

3.6. Обобщенная трудовая функция  «Организация  профессиональной психотерапевтической деятельности по профилю полимодальной психотерапии»

3.6.1. Организация  профессиональной психотерапевтической деятельности на уровне психотерапевтического центра.
3.6.2. Организация  профессиональной психотерапевтической деятельности на уровне специализированной психотерапевтической службы.

3.7. Обобщенная трудовая функция «Проведение научных исследований по профилю полимодальной психотерапии»

3.7.1. Проведение научных исследований по профилю полимодальной психотерапии (уровень автора-исполнителя исследовательского проекта).
3.7.2. Проведение научных исследований по профилю полимодальной психотерапии (уровень научного руководителя - эксперта).
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта.

I. Общие сведения

Наименование вида профессиональной деятельности: Профессиональная психотерапевтическая деятельность

Основная цель вида профессиональной деятельности:
Использование технологий профессиональной психотерапии — научных, образовательных, практических, организационных - с  целью достижения в охватываемых группах населения таких результатов как:  успешное совладание с проблемными или кризисными ситуациями; мобилизации ресурсов психики и всего организма на преодоление последствий влияния болезнетворных факторов; форсированное развитие эффективной самоорганизации, высоких уровней психологического здоровья-устойчивости к агрессивному влиянию среды у клиентов (пациентов), целевых групп и общества в целом.

Группа занятий с указанием кода по Общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ)

До момента официального утверждения психотерапии в качестве самостоятельной профессии с соответствующим кодом занятий, рекомендуется использование следующих кодов по ОКЗ:       

«Врачи-специалисты»  - код 2212 по ОКЗ (для специалистов-психотерапевтов с высшим медицинским образованием, выпускников лечебного и педиатрического факультетов).

«Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы» - код 2269 по ОКЗ (для специалистов-психотерапевтов с образованием логопеда, логопеда-дефектолога).

«Клинический психолог» -  код 2634 по ОКЗ (для специалистов-психотерапевтов с высшим образованием по профилю клинической психологии)

«Психолог» -  код 2445 по ОКЗ (для специалистов-психотерапевтов с высшим психологическим образованием).

«Специалисты высшей квалификации в области организации и ведения социальной работы» -  код  2635 по ОКЗ (для специалистов-психотерапевтов с высшим образованием по профилю социальной работы).

Отнесение к высшим научным квалификациям с указанием кода по  Общероссийскому стандарту высших научных квалификаций (МСКО)

Для психотерапии здесь предусмотрен код 0923.

Отнесение к видам экономической деятельности с указанием кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2)

До момента официального утверждения психотерапии в качестве самостоятельного вида экономической деятельности рекомендуется использование следующих кодов по  ОКВЭД2:

Для специалистов-психотерапевтов с базовым врачебным образованием (должность врач-психотерапевт) и общим  профилем деятельности в области медицины — рекомендуется использование кода  86.90 (Раздел G Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг. Код 86 Деятельность в области здравоохранения. Код 86.9 Деятельность в области медицины прочая).

Для специалистов-психотерапевтов, с базовым психологическим или иным высшим гуманитарным образованием и общим профилем деятельности в сфере саногенной или рекреационной медицины,  рекомендуется использование кода 96.04 (Раздел S Предоставление прочих видов услуг. Код 96 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг. Код 96.04 Деятельность физкультурно-оздоровительная).

Для специалистов-психотерапевтов, действующих вне медицинской сферы, рекомендуется использование кода 96.09 (Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки).

Отнесение к профессиям по видам экономической деятельности с указанием кода по Общероссийскому классификатору профессий по видам экономической деятельности (ОКПД2)

Рекомендуется использование кода 86.90.18 — услуги в области психического здоровья (Код 86.90.18 включает услуги, оказываемые не лечащими врачами, а лицами, которым предоставлены юридические права по обслуживанию пациентов: услуги в области психического здоровья, оказываемые психоаналитаиками, психологами и психотерапевтами).

Статус Профессионального стандарта специалиста-психотерапевта (базовая модальность — полимодальная психотерапия)

Настоящий Профессиональный стандарт относится к категории отраслевого стандарта (ОСТ разрабатывается и согласовывается на уровне отдельного направления профессиональной деятельности, не требующей государственного регулирования).

Настоящий Профессиональный стандарт относится также и к категории стандарта отдельного предприятия или организации  (СТП применим в сфере психотерапевтической деятельности, регулируемой отдельными организациями:  Национальной саморегулируемой организацией «Союз психотерапевтов и психологов», Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой»)

Профессиональный стандарт носит рекомендательный характер (выполнение основных позиций профессиональной психотерапевтической деятельности, обозначенных в документе стандарта, желательно но не строго обязательно).

Профессиональный стандарт дифференцированный (к выполнению каждой, прописанной в документе стандарта, трудовой функции определен соответствующий уровень подготовки и допуска  специалиста-психотерапевта).

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенная трудовая функция — код А / 7. Базовая помогающая функция: оказание психотерапевтической помощи кризисным группам населения

Включает следующие трудовые функции:

Оказание психотерапевтической помощи лицам с расстройствами психики и поведения (за исключением клинико-статистических групп с кодами А /02 - 07), а также их родным и близким (код А / 01.7).

Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками адаптационного напряжения, проявлениями синдрома деморализации (по Дж. Франку), проблемными ситуациями и состояниями (код А / 02.7).

Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками и установленными диагнозами вовлечения в химическую зависимость (алкоголизм, наркомании, токсикомании), а также их родным и близким (код А / 03.7).

Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками и установленными диагнозами вовлечения в деструктивную психологическую зависимость (игромания, компьютерная зависимость, зависимые отношения, тоталитарные секты, экстремисткие сообщества), а также их родным и близким (код А / 04.7).

Оказание психотерапевтической помощи лицам с высокими рисками и признаками суицидального поведения, а так же их родным и близким (код А / 05. 7).

Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) (код А / 06.7).

Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) (А / 07.7).

Оказание психотерапевтической помощи лицам с тяжело и длительно  текущими соматическим заболеваниями, а так же их родным и близкими (код А / 08.7).

Оказание психотерапевтической помощи лицам с признаками стигмы в связи с имеющимися у них врожденными или приобретенными физическим дефектами, воспринимаемыми как «уродство», а также их родным и близким (А / 09.7).

Оказание психотерапевтической помощи лицам с индуцированными психогенными расстройствами и интерпретацией имеющихся у них проявлений психического и соматического дискомфорта с опорой на иррациональные верования, а так же предъявляющим запрос на такие же иррациональные формы помощи   (А / 10.7).

Обобщенная трудовая функция — код B / 7. Базовая саногенная функция: достижение высоких уровней здоровья с использованием технологий полимодальной психотерапии  в заинтересованных группах населения.

Включает следующие трудовые функции:

Реализация специальных программ полимодальной психотерапии в отношении группы лиц, получающих психотерапевтическую помощь и мотивированных на продолжение работы с универсальными саногенными мишенями (код В / 01.7).

Реализация специальных и комплексных программ с использованием технологий полимодальной психотерапии в группе лиц с первичным запросом на высокие уровни здоровья (код В 02.7).

Реализация специальных и комплексных  программ с использованием технологий  полимодальной психотерапии в группе лиц с запросом на активное долголетие и высокое качество жизни (код В 01.7).

Обобщенная трудовая функция — код С / 7. Базовая развивающая функция: форсированное развитие определенных психических качеств (свойств, процессов, состояний, навыков и пр.), обеспечивающих высокий уровень психологической адаптации и комфорта, с использованием технологий полимодальной психотерапии и в соответствии с актуальным запросом  клиентских групп

Включает следующие трудовые функции:

Реализация специальных программ полимодальной психотерапии для группы лиц с актуальным запросом на развитие определенных психических качеств   (за исключением группы с запросами в сфере мотивации)  (код С / 01.7).
Реализация специальных программ полимодальной психотерапии для группы лиц с актуальным запросом в сфере мотивации (код С / 02.7).

Обобщенная трудовая функция — код D / 7. Базовая социально-стабилизирующая функция: обеспечение социальной стабильности, высоких уровней устойчивости населения к агрессивному воздействию среды; эффективная профилактика распространения деструктивных социальных эпидемий  с использованием технологий полимодальной психотерапии

Включает следующие трудовые функции:

Разработка и реализация - с использованием интернет-ресурсов - специальных информационных программ полимодальной психотерапии, ориентированных на повышение психологической устойчивости к агрессивному воздействию среды, для  населения в целом (код D / 01.7).

Реализация специализированных программ полимодальной психотерапии  в отношении группы населения с идентифицированным низким уровнем  устойчивости к агрессивному воздействию среды (код D / 02.7).

Реализация специализированных программ полимодальной психотерапии  в отношении группы населения с идентифицированными высокими рисками  вовлечения в химическую зависимость (код D / 03.7).

Реализация специализированных программ полимодальной психотерапии  в отношении группы населения с идентифицированными высокими рисками  вовлечения в деструктивную психологическую зависимость  (код D / 04.7).

Реализация специализированных программ полимодальной психотерапии  в отношении уязвимых групп населения (малочисленные этнические группы, мигранты, контингент пенитенциарных учреждений)  (код D / 05.7).

Реализация специализированных программ полимодальной психотерапии в отношении заинтересованных представителей властных, интеллектуальных, культурных и профессиональных элит (код D / 06.7).

Обобщенная трудовая функция — код E / 7. Эффективная профессиональная самоорганизация

Включает следующие трудовые функции:

Проведение регулярной самодиагностики, обеспечение непрерывного саморазвития и роста профессиональных кондиций специалистом-психотерапевтом (код E / 01.7).

Организация собственного рабочего места специалистом-психотерапевтом в реальном и информационном пространстве (информационное обеспечение, клиентская база, налаженные коммуникации с потребительской и профессиональной средой и пр.) (код E / 02.7)

Обобщенная трудовая функция — код F / 7 Организация  профессиональной психотерапевтической деятельности по профилю полимодальной психотерапии

Включает следующие трудовые функции:

Организация  профессиональной психотерапевтической деятельности на уровне психотерапевтического центра (код F / 01.7.

Организация  профессиональной психотерапевтической деятельности на уровне специализированной психотерапевтической службы (код F / 02.7).

Обобщенная трудовая функция — код G / 8-9. Проведение научных исследований по профилю полимодальной психотерапии

Включает следующие трудовые функции:

Проведение научных исследований по профилю полимодальной психотерапии (уровень автора-исполнителя исследовательского проекта) (код G 01.8).

Проведение научных исследований по профилю полимодальной психотерапии (уровень научного руководителя - эксперта) (код G 02.9).

Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция — Базовая помогающая функция:  оказание психотерапевтической помощи кризисным группам населения

Код - А
Уровень квалификации — 7
Происхождение трудовой функции — оригинал
Код оригинала — регистрационный номер настоящего Профессионального стандарта

Возможные наименования должностей
психотерапевт
врач-психотерапевт
психолог (с функциями психотерапевта)
дефектолог (с функциями психотерапевта)
специалист по социальной работе (с функциями психотерапевта)

Требования к образованию и обучению

высшее образование по первой специальности (для врачей, психологов, специалистов по социальной работе)

дополнительное образование по психологии (для представителей других специальностей)

базовое образование по курсу полимодальной психотерапии

Требования к опыту практической работы

не требуется

Особые условия допуска к работе

отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных действующим законодательством Российской Федерации

наличие сертификата специалиста — полимодального психотерапевта

наличие заключения обучающей организации о возможности допуска к работе с супервизорским сопровождением (для лиц, проходящих обучение по базовому курсу «Полимодальная психотерапия»)

Другие характеристики

соблюдение законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов РФ, регулирующих деятельность в сфере оказания психотерапевтической помощи

соблюдение этических требований, установленных в сфере психотерапевтической деятельности  психотерапевтическими ассоциациями и  саморегулируемыми организациями РФ национального и регионального уровня

соблюдение правил психотерапевтической деятельности, утвержденных профильными сорегулируемыми организациями РФ национального и регионального уровней

Дополнительные характеристики (временного действия)

наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности, наименование документа  с соответствующим кодом:

Специалист — психотерапевт / ОКЗ (код временно отсутствует) / МСКО — 0923 / ОКВЭД2 -  96.04;  96.09 / ОКПД2 -  86.90.18

врач-психотерапевт / ОКЗ - 2212 / МСКО — 0923 /  ОКВЭД2 — 86.90 /  ОКПД2 — 86.90; 86. 90.18

психолог (с функциями психотерапевта) / ОКЗ — 2445 / МСКО — 0923 / ОКВЭД2 - 96.09 / ОКПД2 -  86.90.18

дефектолог (с функциями психотерапевта) / ОКЗ - 2269 / МСКО — 0923 / ОКВЭД2 - 96.09 / ОКПД2 -  86.90.18

специалист по социальной работе (с функциями психотерапевта) / ОКЗ -   2635 / МСКО — 0923 / ОКВЭД2 - 96.09 / ОКПД2 -  86.90.18

3.1.1. Трудовая функция «Оказание психотерапевтической помощи лицам с расстройствами психики и поведения (за исключением клинико-статистических групп с кодами А /02 - 07), а также их родным и близким (код А / 01.7)»

Происхождение трудовой функции — оригинал
Универсальный информационный блок
Трудовые действия на этапах построения психотерапевтической сессии (универсальный блок 1):

На предварительном этапе психотерапевтической сессии:

обеспечение доступности необходимой профессиональной информации в сетевых и иных открытых информационных ресурсах (документы о необходимой профессиональной подготовке по профилю полимодальной психотерапии; сертифицированный доступ к профессии; свидетельство о включении метода полимодальной психотерапии в Единый реестр психотерапевтических методов, признаваемых Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лигой; свидетельство о членстве в ОППЛ или других профессиональных психотерапевтических ассоциациях РФ;  Декларация прав клиента при предоставлении ему психотерапевтической помощи; контракт на оказание психотерапевтической помощи (включая оплату труда специалиста-психотерапевта), условия заключения и перезаключения  контракта; информация по контактам со специалистом-психотерапевтом;  информация о возможности получения предварительных сведений по всем интересующим вопросам)

проведение процедуры мотивационного информирования о целях, задачах и возможностях полимодальной психотерапии по адресному запросу клиентов

предварительное изучение имеющихся сведений (в том числе медицинской и иной документации), касающихся истории жизни, личностных особенностей и состояния здоровья клиента;

проведение комплексного – клинико-психопатологического, функционально-психологического (психотехнического) - анализа имеющейся предварительной информации с выстраиванием возможных актуальных и универсальных мишеней, перспективных направлений психотерапевтической работы с клиентом

На этапе установления терапевтического контакта:

установление терапевтического контакта с клиентом с протекцией процесса формирования терапевтических отношений (реализация мета-технологических блоков: трансляции терапевтического отношения к клиенту - спокойно-деликатного интереса, дистанционной сердечности, со-чувствия, со-переживания, безоценочного принятия, эмпатии;  отражающего, активного,  рефлексивного слушания, языка принятия; оформления глубинного коммуникативного процесса схватывания-проникновения-понимания-моделирования состояния клиента)

обсуждение и подтверждение правил полной конфиденциальности и безопасности терапевтической коммуникации, уважения к позиции клиента
выполнение главной мета-технологической задачи данного этапа — актуализации синергетической (сотрудничающей) адаптивной стратегии вне-сознательных инстанций психики клиента с развитием  феномена психической гиперпластики

проведение мета-технологической диагностики в отношении наличия — отсутствия гиперпластического статуса клиента

полноценная реализация стартового блока конструктивистких мета-технологий, стимулирующих адаптивную (креативную) активность клиента

получение информированного согласия клиента на предлагаемую психотерапевтическую работу, проводимую с учетом его мнения о собственном состоянии, принятием высказываемой им точки зрения на причины имеющихся у него проблемных ситуаций и состояний,  а так же учетом его предпочтений в отношении вариантов проведения психотерапевтического вмешательства

На диагностическом этапе психотерапевтической сессии:

проведение первичного интервью с клиентом, сбор анамнеза, уточнение всех важных - для определения дальнейшей психотерапевтической стратегии - обстоятельств формирования особенностей психики клиента, используемых адаптивных стратегий и становления актуального запроса на психотерапевтическую помощь

проведение первичной клинической, клинико-психопатологической, психологической, экспресс-психотерапевтической (использование специальных экспресс-тестов полимодальной психотерапии, имеющих дополнительную функцию встроенных экспресс-психотерапевтических технологий) диагностики состояния клиента в объеме полученных специалистом-психотерапевтом базисных и смежных диагностических компетенций

определение показаний к дополнительной клинической, клинико-психопатологической, психологической диагностике, установлению дифференциального диагноза в отношении имеющихся у клиента расстройств

обсуждение с клиентом показаний и возможностей к проведению  необходимой дополнительной диагностики (желательно в «дружественных» диагностических центрах и кабинетах, где действуют подготовленные специалисты) в ключе «обнадеживающей правды»

обсуждение с клиентом имеющейся у него на руках и предварительно исследованных специалистом-психотерапевтом медицинских заключений и иной диагностической информации в ключе «обнадеживающей правды»

определение принадлежности клиента к какой-либо из дифференцированных  терапевтических (клинико-статистических) групп, выделяемых в рамках полимодальной психотерапии

определение общих показаний/противопоказаний к проведению полимодальной психотерапии; в частности — показаний/противопоказаний к использованию психотерапевтических модулей, ориентированных по однородным  терапевтическим группам

определение - на основании проведенной диагностики -  психотерапевтических мишеней разного уровня (выделение фокуса  актуальных для клиента психотерапевтических проблем-мишеней; выделение фокуса специфических  психотерапевтических мишеней, основанных на оценке био-психо-социального статуса клиента; выделение фокуса универсальных мишеней, основанных на исследовании качественных характеристик психического здоровья клиента)

проведение мета-технологической диагностики принятия клиентом какого-либо из обсуждаемых вариантов развития у него проблемного состояния

продвижение клиента по «лестнице» инсайтов до приемлемого для него — на данном этапе терапевтической коммуникации — уровня

полноценная реализация блока конструктивистких мета-технологий диагностического этапа (подкрепление принятых правил безопасности, гиперпластического статуса клиента; скрытая коррекция неадаптивных эмоциональных реакций; фиксация явных и неявных «подсказок» клиента в отношении желательных и понятных для него вариантов оформления терапевтического вмешательства и пр.)

выполнение главной метатехнологической задачи диагностического этапа — протекции планируемых терапевтических эффектов, подготовки и тестирования вероятных компонентов стыковочного терапевтического сценария

На этапе определения психотерапевтической стратеги:

синтез предварительной и оформляемой на данном этапе (с активным — по мере возможности -  участием клиента) психотерапевтической стратегии

генерация и обсуждение с клиентом гипотетических (технических) вариантов реализации психотерапевтической стратегии

оформление вполне понятного для клиента проекта терапии - индивидуальной психотерапевтической стратегии (программы), разработанной  с учетом результатов анализа всей совокупности полученной информации по случаю обращения за психотерапевтической помощью, а так же  явных или неявных предпочтений и «подсказок» клиента

обсуждение и утверждение структурно-технологической части проекта терапии на конкретную психотерапевтическую сессию

проведение мета-технологической диагностики «утверждения» стыковочного сценария планируемых терапевтических изменений в ходе реализации индивидуального проекта терапии как в отношении разработанной стратегии психотерапии, так и  на конкретную терапевтическую сессию

проведение экспресс-диагностики мотивации клиента на продолжение психотерапевтического процесса в оговоренном формате, на достижения планируемых терапевтических изменений (данную процедуру рекомендуется оформлять как «встроенную» психотерапевтическую сессию мотивационной терапии)

проведение процедуры заключения  контракта на проведение психотерапии (данную процедуру  рекомендуется оформлять как «встроенную» психотерапевтическую сессию, проводимую с  использованием технологии SMART)

полноценная реализация блока конструктивистких мета-технологий этапа определения психотерапевтической стратегии, стимулирующих адаптивную (креативную) активность клиента и продвигающих его по «лестнице» инсайтов до  4-го и 5-го уровня

выполнение главной мета-технологической задачи данного этапа — формирования продуманной, экологически выверенной и «утвержденной», в том числе и на уровне внесознательных инстанций психики клиента, программы (стыковочного сценария) терапевтических изменений; достижения полноценной актуализации ресурсного статуса клиента

На этапе реализации избранного проекта терапии:

проведение акцентированного перехода к реализации структурно-технологического этапа психотерапевтической сессии (с пониманием того, в каком наиболее оптимальном для клиента темпоритме следует осуществляться   соответствующую структурно - технологическую активность)

реализация структурно-технологической составляющей избранного проекта терапии с отслеживанием динамики состояния клиента (последовательное — в соответствии с избранным проектом терапии - использование основных психотехнических блоков полимодальной психотерапии: ресурсо-ориентированного; коррекции эмоционального опыта; расширения когнтивного репертуара; модификации поведения; стимуляции креативной активности клиента; модифицированный вариант проблемно-ориентированной психотерапии; технический блок с опорой на идентификацию, терапевтическую трансформацию и генерацию адаптивных личностных статусов клиента; блок специальных мотивационных технологий; блок мифо-драмы, притче-драмы, сказко-драмы, дроменона, мифодизайна; блок игро-техник; блок специальных темпоральных технологий (использование пластики времени); блок специальных технологий дополняемой реальности (используется пластика обстоятельств); блок специальных технологий  расстановки по личностным статусам и субстатусам (используется пластика феномена «Я»); блок телесно-ориентированных техник; модифицированный вариант психообразовательного подхода работы с семьей; техники прямого контакта с бессознательным; специальный технический блок, ориентированный на работу с клиентами, предъявляющими запрос на иррациональные формы помощи; модифицированный вариант групповой психотерапии (модель «группового терапевта»); техники «окна», работающие в сторону как актуальных, так и универсальных мишеней; специальный блок психотерапевтических тренингов; специальный блок самопсихотерапии и др.)

реализация — по мере необходимости -  уточняющих диагностических пауз с отслеживанием и адекватной интерпретацией промежуточных результатов психотерапевтической сессии, разбором сложностей или затруднений, которые могут возникать в ходе реализации проекта терапии, улавливание дополнительных «подсказок» клиента, имеющих отношение к  модификации или дополнению технологического проекта

проведение — при наличии такой необходимости — оперативной коррекции проекта терапии и возврат к реализации основной структурно-технологической задачи настоящего этапа

полноценная реализация диагностических (фиксация признаков развития / стагнации первичного ресурсного состояния, оценка креативной активности клиента) и констуктивистких (акцентированное позитивное подкрепление активности клиента; позитивное подкрепление достигнутых промежуточных результатов и др.) метатехнологий

выполнение главной метатехнологической задачи настоящего этапа — эффективной протекции желаемого результата терапевтической сессии за счет акцентированного подкрепления феномена гиперпластики, адекватного мета-технологического сопровождения процесса реализации стыковочного сценария

На этапе фиксации результатов психотерапевтической сессии:

оценка терапевтической динамики и фиксация результата конкретной психотерапевтической сессии по общему параметру актуальных мишеней (используется соответствующий компонент психотехнического анализа общей методологи оценки эффективности процесса психотерапии)

обсуждение с клиентом и позитивное подкрепление достигнутых результатов именно в тех сферах психической активности, в которых «располагалась» проблемная область, а так же в других, сопряженных сферах адаптивной  активности

оценка терапевтической динамики и результата психотерапевтической сессии,  проекта психотерапии в целом по общему параметру специфических мишеней (используется соответствующий компонент психотехнического анализа общей методологи оценки эффективности процесса психотерапии)

оценка терапевтической динамики и результата психотерапевтической сессии, проекта психотерапии в целом по общему параметру универсальных мишеней (используется соответствующий компонент психотехнического анализа общей методологи оценки эффективности процесса психотерапии)

проведение мета-технологической диагностики объективных признаков  наличия у клиента у клиента ресурсного состояния, а так же степени удовлетворенности  результатом конкретной  психотерапевтической сессии, проекта психотерапии в целом

позитивное подкрепление достигнутого в ходе психотерапевтической сессии, проекта психотерапии в целом результата с акцентом на рост самооценки клиента;

стимуляция и мета-технологическое подкрепление процесса конструирования  желаемого результата в проекции будущего (подготовка стыковочного сценария II)

мета-технологическое подкрепление процессов формирования устойчивого ресурсного статуса, самоорганизующей активности у клиента

На этапе завершения психотерапевтической сессии:

информирование клиента о времени завершения психотерапевтической сессии (или проекта психотерапии в целом)

обсуждение с клиентом динамики статуса заявленной им на старте психотерапевтической коммуникации проблемы, сопоставление желаемого и фактически достигнутого результата, позитивное подкрепление достигнутого клиентом результата

акцентированное формирование стыковочного сценария (II) конструктивных изменений в проекции будущего

обсуждение — по желанию клиента -  возможностей по дальнейшему сотрудничеству в плане ресурсной поддержки (формат дистанционной, либо клубной ресурсной психотерапевтической поддержки), или же перехода в формат саногенной, развивающей психотерапии,

оценка уровня мотивации клиента на продолжение психотерапевтического сотрудничества в желаемой для него форме

оговаривание — по желанию клиента — возможности перезаключения контракта на продолжение психотерапевтического сотрудничества в будещем

обсуждение — по желанию клиента — возможности деликатного включения в референтную (особо значимую для клиента) группу специалиста-психотерапевта с дополнительным, акцентированным подкрепление сценария конструктивных изменений в будущем

проведение промежуточного, либо итогового тестирования в исследовательских целя (в случае, если условиями контракта подобная процедура предусматривалась) с использованием методологии психотехнического и комплексного анализа эффективности процесса психотерапии; подтверждение актуальности регулярных сообщений о состоянии клиента, согласно соответствующему пункту контракта

выполнение главной мета-технологической задачи настоящего этапа — эффективной протекции устойчивого ресурсного состояния клиента в проекции будущего за счет адекватного мета-технологического подкрепления достигнутого позитивного результата и использования возможностей темпоральной пластики

На пост-сессионном этапе:

оформление стандартной документации, предусмотренной утвержденными Правилами  психотерапевтической деятельности

проведение пост-психотехнического анализа психотерапевтической сессии с оценкой важных — с позиции обеспечения  эффективности - психотехнических  аспектов по основным уровням психотерапевтической коммуникации, формированием обучающего опыта

реализация собственно аналитического (исследовательского) компонента психотехнического и комплексного анализа с выведением итоговой оценки эффективности  избранного проекта психотерапии и  психотерапевтической стратегии в целом

коррекция — при наличии такой необходимости — профессионального маршрута в части непрерывного профессионального образования

Трудовые действия в дифференцированных по времени форматах психотерапевтической активности (универсальный блок2)

Формат экстренной психотерапевтической помощи:

мобилизация специальных ресурсных характеристик проработанного  личностного статуса  «Я-профессионал» у специалиста-психотерапевта, оказывающего экстренную помощь

проведение психотерапевтической сессии в экстремальных условиях

выстраивание макро-технологической и мета-технологической составляющей экстренной психотерапевтической сессии с учетом специфики данного формата (акцент на этап установления терапевтического контакта и адекватное мета-технологическое сопровождение вариантов оформления структурированной психотерапевтической активности)

оперативная оценка стадии формирования острой реакции на стресс, которая  чаще всего и является поводом для оказания экстренной психотерапевтической помощи

оперативная  оценка актуальных потребностей клиента (часто не осознаваемых и не предъявляемых в виде осмысленного запроса на психотерапевтическую помощь)

оценка проблемной стадии прохождения адаптивно-креативного цикла и степени кризисной деформации  жизненного сценария у клиента

оформление психотерапевтических посланий и действий в общем контексте диагностированных потребностей (обычно: ты не один  - тебе помогают и будут помогать, нужно только принять эту помощь  - жизнь продолжается, а значит почти все можно исправить, и если не сейчас, то со временем)

выстраивание проекта экстренной психотерапевтической помощи с учетом стадии формирования острой реакции на стресс, проблемной стадии адаптивно-креативного цикла, диагностированных у клиента

акцент в стартовой технологической активности на формировании первичного ресурсного статуса у клиента

акцент в базисной технологической активности (этап реализации проекта терапии) на процессах восстановление самоорганизующей активности клиента

формирование мотивация на продолжение психотерапевтической работы -  в том числе и с целью профилактики долговременных негативных последствий пережитого стресса - на завершающих этапах психотерапевтической сессии

Формат экспресс-психотерапии (1-2 психотерапевтические сессии):

мобилизация специальных ресурсных характеристик проработанного  личностного статуса  «Я-профессионал» у специалиста-психотерапевта, оказывающего экспресс-психотерапевтическую помощь

проведение психотерапевтической сессии в формате экспресс-психотерапии, ориентированном на полноценную реализацию основного правила ЭП: максимум терапевтических изменений у клиента в минимальное, отведенное для этого время (1-2 психотерапевтические сессии)

выстраивание макро-технологической, мета-технологической и структурно-технологической составляющей психотерапевтической сессии с учетом специфики данного формата (особый акцент на актуальный запрос клиента, генерация феномена гиперпластики, формирование проекта психотерапии - в части структурированных технологий экспресс-психотерапии -  с учетом «подсказок» и иной креативной активности клиента)

блокирование и эффективная редукция состояния деморализации, перевод клиента в первичное ресурсное состояние на этапе установления терапевтического контакта

мета-технологическое и структурно-технологическое обогащение подсказанной клиентом идеи психотерапевтического вмешательства

акцентированная проработка стыковочных сценариев (I) и (II) на этапах проводимой психотерапевтической сессии

акцентированное выделение и четкая реализация структурно-технологической части психотерапевтического проекта по оговоренной последовательности  соответствующих технических компонентов и в оптимальном для клиента темпоритме

использование — по возможности — «техник-окон» (специальный технический блок полимодальной психотерапии, ориентированный как на работу с приоритетными для клиента пролемами-мишенями, так и на актуализацию, и стартовую проработку — в формате отведенного времени — универсальных психотерапевтических мишеней)

мотивация клиента - при наличии прямых показаний - к переходу в  краткосрочный, среднесрочный формат полимодальной психотерапии

перезаключение контракта на продолжение психотерапевтического процесса с оформлением данной процедуры в виде «встроенной» психотерапевтической сессии с дополнительной проработкой стыковочного сценария (II) по технологии SMART

Формат краткосрочной психотерапии (5-10 психотерапевтических сессий):

разработка программы краткосрочной полимодальной психотерапии, ориентированной на полноценную проработку актуальных для клиента проблемных ситуаций и состояний (фокус актуальных проблем-мишеней) и стартовую работу с идентифицированными специфическими и универсальными мишенями полимодальной психотерапии

реализация разработанной программы краткосрочной полимодальной психотерапии с акцентом на редукцию состояния деморализации, форсированное развитие первичного ресурсного состояния,  стимуляцию креативной активности клиента; четкое оформление структурно-технологической части проекта терапии

использование модифицированного вариант проблемно-ориентированной психотерапии как базисной (матричной) технологии структурно-технологического уровня краткосрочной полимодальной психотерапии;

мотивация клиента - при наличии показаний - к переходу в   среднесрочный или долгосрочный формат полимодальной психотерапии

перезаключение контракта на продолжение психотерапевтического процесса с оформлением данной процедуры в виде «встроенной» психотерапевтической сессии с дополнительной проработкой стыковочного сценария (II) по технологии SMART

Формат среднесрочной психотерапии (11-25 психотерапевтических сессий):

разработка программы среднесрочной полимодальной психотерапии, ориентированной на полноценную проработку как актуальных для клиента проблемных ситуаций и состояний (фокус актуальных проблем-мишеней), так и на работу с идентифицированными специфическими и универсальными мишенями полимодальной психотерапии

реализация разработанной программы среднесрочной полимодальной психотерапии с акцентом на развитие устойчивого ресурсного состояния   и других качественных характеристик психического здоровья у клиента

полноценное использование имеющегося макро-технологического (оформление первых психотерапевтических сессий с клиентом в режиме экспресс и краткосрочной психотерапии), мета-технологического и структурно-технологического потенциала  полимодальной психотерапии; мотивация клиента - при наличии показаний - к переходу в  долгосрочный формат полимодальной психотерапии

перезаключение контракта на продолжение психотерапевтического процесса с оформлением данной процедуры в виде «встроенной» психотерапевтической сессии с дополнительной проработкой стыковочного сценария (II) по технологии SMART

Формат долгосрочной психотерапии:

разработка программы долгосрочной полимодальной психотерапии, ориентированной на полноценную проработку фокуса актуальных специфических и универсальных мишеней с акцентом на долговременную психотерапевтическую работу со специфическими и универсальными мишенями полимодальной психотерапии

реализация разработанной программы долгосрочной полимодальной психотерапии с прохождением

использование всего имеющегося макро-технологического (оформление первых психотерапевтических сессий с клиентом в режиме экспресс, краткосрочной и среднесрочной психотерапии), мета-технологического и структурно-технологического потенциала полимодальной психотерапии, включая блок специальных психотерапевтических тренингов

мотивация - при наличии показаний - к переходу психотерапевтического процесса в формат клубных встреч, ориентированных на ресурсную поддержку клиента

проработка вариантов эффективной самопсихотерапии с ресурсной поддержкой специалиста-психотерапевта

Формат самопсихотерапии:

разработка совместно с клиентом программы самопсихотерапии в ходе проведения специальных обучающих психотерапевтических сессий

тестовая реализация программы самопсихотерапии при активной ресурсной поддержке специалиста-психотерапевта (проработка ресурсного личностного статуса клиента; проведение техники «внутренней расстановки по личностным статусам» с разбором ключевого вопроса — кто и кому оказывает психотерапевтическую помощь в этой «внутренней семье» актуализированных личностных статусов; проработка универсального алгоритма эффективной самопомощи с использованием модифицированной технологии проблемно-ориентированной психотерапии; проведение встроенной техники «внутренней расстановки по ролевым статусам генератора идей — критика-эксперта — реалиста» при наличии такой необходимости, акцентированное позитивное подкрепление ресурсного личностного статуса клиента; проработка правил «обнадеживающей правды»)

проработка вариантов сопровождения — в качестве представителя значимой для клиента референтной группы — специалистом-психотерапевтом процесса реализации технологий самопсихотерапии в продолжении оговоренного периода времени

Формат клубных встреч, ориентированных на ресурсную поддержку клиента:

определение показаний к проведению психотерапии в формате клубных встреч, ориентированных на ресурсную поддержку клиента

роведение процедуры мотивационного информирования клиента о целях, задачах и технических особенностях психотерапии, проводимой в формате клубных встреч

реализация данного формата ресурсо-ориентированной, поддерживающей психотерапии в продолжении оговоренного временного периода с отслеживанием промежуточных и итоговых результатов

Формат поддерживающей референтной группы:

определение показаний к проведению психотерапии в формате поддерживающей референтной группы

проведение процедуры мотивационного информирования клиента о целях, задачах и технических особенностях психотерапии, проводимой в формате поддерживающей референтной группы

реализация данного формата психотерапии в продолжении комфортного для клиента времени с отслеживанием — по возможности — промежуточных и итоговых результатов

Трудовые действия в дифференцированных по возрасту  клиентских группах (универсальный блок3)

оформление и реализация психотерапевтической стратегии, программы и конкретных психотерапевтических проектов полимодальной психотерапии с учетом  специфики детского возраста клиентов

оформление и реализация психотерапевтической стратегии, программы и конкретных психотерапевтических проектов полимодальной психотерапии с учетом  специфики подросткового возраста клиентов

оформление и реализация психотерапевтической стратегии, программы и конкретных психотерапевтических проектов полимодальной психотерапии с учетом  специфики пожилого и старческого возраста клиентов

Трудовые действия в дифференцированных по количеству участников клиентских группах (универсальный блок 4)

проведение индивидуальной полимодальной психотерапии с использованием разработанного макро-технологического, мета-технологического и структурно-технологического потенциала полимодальной психотерапии

проведение групповой полимодальной психотерапии с использованием специального алгоритма стимуляции групповой динамики (модель «группового психотерапевта»; встроенные психотерапевтические сессии, проводимые с участниками группы в формате экспресс-психотерапии; встроенные компоненты тематических психотерапевтических тренингов; технологии форсированного развития феномена эффективной самоорганизации)

проведение полимодальной психотерапии с семьей (модифицированный вариант семейной психотерапии с использованием психообразовательного подхода; реализация базисных технологий «Семейная скульптура I и II», «Семейная конституция», «Внутренняя семья»)
проработка (совместно с клиентом) специального формата самопсихотерапии, а так же  использование данного формата в целях эффективной самопомощи 

Трудовые действия при реализации терапевтического процесса в дистанционном режиме (универсальный блок 5)

проведение полимодальной  психотерапия в онлайн-режиме с учетом специфики ограничений и преимуществ данного формата

проведение полимодальной психотерапия в режиме телефонного консультирования с учетом специфики данного формата

проведение полимодальной психотерапия в режиме письменной поддержки  с учетом специфики данного формата (референтное сопровождение клиента)

Необходимые умения (универсальный блок 6)

Умения в сфере макро-технологического оформления психотерапевтической активности:

выстраивать и эффективно реализовывать адекватные стратегии проводимой  полимодальной психотерапии: лонгитюдные, охватывающими весь терапевтический или развивающий цикл; кросс-секционные, сфокусированные на особенностях построения и прохождения этапов психотерапевтической сессии; когерентные, рассматривающими варианты «стыковки» психотерапии с другими лечебными, помогающими и развивающими практиками (консультативными, тренинговыми и пр.)

выстраивать  последовательность этапов психотерапевтической сессии в соответствии с макро-технологическим протоколом полимодальной психотерапии (предварительный; установления контакта; диагностический; определения психотерапевтической стратегии (проекта терапии); реализации избранного проекта психотерапии; оценки достигнутых результатов; завершения психотерапевтической сессии; пост-сессионный этап)

устанавливать степень завершенности каждого реализуемого этапа и переходить к следующему структурированному  этапу  психотерапевтической сессии

выстраивать последовательность дифференцированных по времени форматов психотерапевтической активности в соответствии с макро-технологическим протоколом полимодальной психотерапии (экстренная психотерапия; экспресс-психотерапия; краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная психотерапия; самопсихотерапия; формат клубных встреч, ориентированных на ресурсную поддержку клиента; формат поддерживающей референтной группы)

устанавливать степень выполнения макро-технологических задач каждого из реализуемых форматов психотерапевтической активности и переходить к следующему, более продолжительному по времени формату при наличии соответствующих показаний и сформированной мотивации у клиента

сочетать — при наличии соответствующих показаний -  полимодальную психотерапию с другими лечебными, развивающими или помогающими  практиками (медикаментозной,  инструментальной и иной терапии; консультативными, тренинговыми, образовательными и пр.)

соотносить кроссекционные, лонгитюдные и когерентные дифференцированные этапы и форматы проведения полимодальной психотерапии с: общими факторами (этапами) психотерапии по К. Гравэ (прояснение и коррекция значений проблемной ситуации – актуализация подлинной проблемы – мобилизация ресурсов – компетенция в совладании); стадиями развития мотивации на терапевтические изменения Д. Прохазка, К. ДиКлементе (предразмышления, размышления, принятия решения, действия, сохранения достигнутого результата); этапами и  фазами деструктивного либо  конструктивного вариантов прохождения адаптивно-креативного цикла в модели А. Л. Каткова (4 этапа и 12 фаз адаптивно-креативного цикла, каждая из которых ясно указывает в какой именно помощи  по главному, адаптивному — макро-технологическому  вектору нуждается клиент); стадиями универсального алгоритма конструктивного решения проблемной ситуации по модели П. Вацлавика, М. Фиша (блокирование синдрома деморализации и перевод клиента в первичное ресурсное состояние; формулировка проблемной ситуации через «Я»; идентификация привычного, неадаптивного способа поведения в данной ситуации; генерация альтернативных способов адаптивного поведения в проблемной ситуации с проведением — при наличии такой необходимости — технологии расстановки клиента по субличностным статусам в модели Диснея-Боно; выбор и репетиция наилучшей альтернативы; принятие решения в пользу выбора обновленной адаптивной модели поведения)

корректировать используемые стратегии полимодальной психотерапии на основании макро-технологической диагностики терапевтической динамики клиента

оценивать эффективность макро-технологического компонента полимодальной психотерапии с использованием инструмента психотехнического анализа

Умения в сфере маета-технологического оформления психотерапевтической активности:

выстраивать мета-технологическое целеполагание на каждом этапе психотерапевтической сессии

соотносить макро-технологическое и мета-технологичесое целеполагание с использование универсальной синергетической матрицы  процесса психотерапии

применять адекватные диагностические мета-технологии на каждой стадии психотерапевтического процесса (схватывание-понимание-проникновение в отношении проблемной ситуации и состояния клиента; фиксация момента перехода от защитно-конфронтационной  к синергетической адаптационной стратегии внесознательных инстанций; фиксация «утвердительных» невербальных сигналов в отношении диагностических версий и проектов терапии; фиксация промежуточных и общих результатов - объективные признаки первичного или устойчивого ресурсного состояния -  достигнутых в проекте терапии)

применять адекватные конструктивисткие мета-технологии на каждой  стадии психотерапевтического процесса (Я-техника; протекция процесса  идентификации