Образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.22 психотерапия
Автор проекта: Александр Лазаревич Катков
Образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.22 психотерапия
Базовая модальность: интегративная (полимодальная) психотерапия
Категория стандарта — СТП (стандарт организации) с переходом в ОСТ (отраслевой стандарт)
Настоящий образовательный стандарт соответствует основополагающим принципам Страсбургской Декларации по Психотерапии 1990 г. об интегрированном профессиональном образовании, обеспечивающим высокий уровень теоретической и клинической подготовленности, разнообразие терапевтических методов.
Настоящий образовательный стандарт разработан на основании требований утвержденного Профессионального стандарта специалиста-психотерапевта (базовая модальность интегративная — полимодальная психотерапия), предъявляемых к подготовке специалиста-психотерапевта в части базисных профессиональных компетенций.
Настоящий образовательный стандарт утверждается Саморегулируемой организацией Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» и является обязательным для профильных образовательных организаций, входящих в данную Национальную Ассоциацию/
I. Область применения
Настоящий образовательный стандарт высшего образования1 представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ высшего образования по специальности 31.08.22 психотерапия2 (далее соответственно — программа высшего образования или ВО).
II. Используемые сокращения
В настоящем образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВО — высшее образование
III. Общие характеристики программы ВО
3.1. Получение образования по программе ВО допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — организации).
3.2. Обучение по программе ВО в организации осуществляется в очной форме обучения.
3.3. Объем программы ВО для обучающихся по специализации «практика оказания психотерапевтической помощи» составляет 240 зачетных единиц или кредитов (далее — з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы ВО в том числе с использованием сетевой формы.
3.4. Объем программы ВО для обучающихся по специализациям профильной научно-исследовательской, педагогической и организационно-управленческой деятельности составляет 300 з.е. вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы ВО в том числе с использованием сетевой формы.
3.5. Срок получения образования по программе ВО для обучающихся по специализации «практика оказания психотерапевтической помощи» вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем программы ВО, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.
3.6. Срок получения образования по программе ВО для обучающихся по специализациям профильной научно-исследовательской, педагогической и организационно-управленческой деятельности вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы ВО, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.
3.7. Вариативная часть программы ВО (участие в тематических интенсивных курсах, мастер-классах, конференциях, конгрессах и пр.) выполняется а объемах, устанавливаемых организаций по профилю каждой специализации. Учет зачетных единиц вариативной части программы ВО осуществляется по критериям, разработанным руководством организации.
3.8. При реализации программы ВО организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
3.9. Реализация программы ВО возможна с использованием сетевой формы.
3.10. Образовательная деятельность по программе ВО осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. Требования к структуре программы ВО
4.1. Структура программы ВО определяется требованиями в сфере базисных профессиональных компетенций специалиста-психотерапевта, обозначенными в утвержденном Профессиональном стандарте специалиста-психотерапевта по профилю интегративной — полимодальной психотерапии, и следующими спецификациями профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программы ВО:
практика оказания психотерапевтической помощи
научно-исследовательская
образовательная
организационно-управленческая
4.2. Специализации, по которым готовятся обучающиеся по программе ВО:
Специализация № 1 "Оказание психотерапевтической помощи"
Специализация № 2 "Научно-исследовательская деятельность в сфере профессиональной психотерапии"
Специализация № 3 "Образовательная деятельность в сфере профессиональной психотерапии"
Специализация № 4 "Организационно-управленческая деятельность в сфере профессиональной психотерапии"
4.3. Структура программы ВО включает базовую часть, обязательную для прохождения всеми обучающимися; специальную часть, обязательную для прохождения обучающимися по специализациям профильной научно-исследовательской, образовательной и организационно-управленческой деятельности; и вариативную часть, формируемую участниками образовательных отношений в организации и соответствующую профилю каждой специализации. Такая структура образовательного процесса полностью соответствует принципам Страсбургской Декларации по психотерапии 1990 года и обеспечивает возможность реализации программ ВО в рамках одной специальности.
4.4. Программа ВО состоит из следующих основных блоков:
Блок 1. «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы ВО; дисциплины (модули), относящиеся к специальной части программы; и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части. Каждая дисциплина представлена определенным набором учебных модулей — проработанных стандартных циклов профильного обучения. Каждый учебный модуль включает определенное число кредитов — компактных образовательных микроциклов, удовлетворительное усвоение которых является основанием для получения необходимых зачетных единиц обучающимся по программе ВО.
Блок 2. «Практика», который включает дифференцированные виды практики, относящиеся:
- к базовой части программы: форсированное развитие основных компонентов личностного статуса «Я-профессионал»; мастер-классы профессионального мастерства; личная терапия (учебная); собственная психотерапевтическая практика (учебная); супервизия; собственная супервизорская практика (учебная); практика психотехнического и комплексного анализа эффективности психотерапевтического вмешательства; собственная психотерапевтическая практика с проведением психотехнического и комплексного анализа эффективности проводимой психотерапии и обобщением полученных результатов (преддипломная практика и выполнение дипломной работы по специализации №1"Оказание психотерапевтической помощи");
- к специальной части программы: исследовательская практика; практика разработки, реализации и защиты исследовательского проекта по избранной тематике (дипломная работа выпускника программы ВО по специализации № 2 "Научно-исследовательская деятельность в сфере профессиональной психотерапии"); специальная педагогическая практика с супевизорским сопровождением по избранной тематике и обобщением полученных результатов (дипломная работа выпускника программы ВО по специализации № 3 "Образовательная деятельность в сфере профессиональной психотерапии"); специальная организационно-управленческая практика с супевизорским сопровождением по избранной тематике и обобщением полученных результатов (дипломная работа выпускника программы ВО по специализации № 4 "Организационно-управленческая деятельность в сфере профессиональной психотерапии");
- к вариативной части программы: практика усвоения необходимых навыков по реализации технологических блоков интегративной (полимодальной) психотерапии в дифференцированных клиентских группах; дифференцированная педагогическая практика в избранном сегменте подготовки специалиста-психотерапевта; актуальная исследовательская практика в избранном сегменте научной деятельности.
Блок 3. «Итоговая аттестация». Данный блок относится к базовой части программы (завершается присвоением квалификации специалиста-психотерапевта и выдачей соответствующего диплома лицам, успешно завершившим подготовку по базовой части программы ВО). А также — к ее специальной части (завершается присвоением дополнительной квалификации специалиста по профилю основной специализации и выдачей соответствующего сертификата, оформляемого как приложение к диплому).
4.5. Структура программа ВО распределяется: 1) по уровням дисциплинарной матрицы профессиональной психотерапии3; 2) основным блокам; 3) образовательным модулям; 4) объемам в кредитах (з.е.) — следующим образом:
Первый универсальный уровень дисциплинарной матрицы интегративной (полимодальной) психотерапии — фундаментальных допущений представлен следующими структурными компонентами базисной части ВО (всего 12 з.е.)
Блок 1 «Дисциплины и модули»
Дисциплина «Культурные, философские и научные основы психотерапии», относимая к базисной части программы ВО — всего 6 з.е.
содержит следующие образовательные модули4:
история становления научной психотерапии; в частности — рекурсивная история представлений о предметной сфере профессиональной психотерапии — 1 з.е.
философские основы профессиональной психотерапии; в том числе — эпистемологический анализ основных теорий психотерапии — 1 з.е.
научные основы профессиональной психотерапии (в частности — авангардные научные представления о сущностных аспектах психотерапевтической коммуникации, фундаментальных аспектах феномена психопластичности; обновленное — в свете современных научных представлений — понимание функциональной роли дифференцируемых инстанций психического в обеспечении наиболее востребованных психотерапевтических эффектов) — 2 з.е.
базисные методы идентификации и исследования предметной сферы профессиональной психотерапии, имеющие отношение к обеспечению эффективности психотерапевтического процесса — 1 з.е.
эвристика теоретических концептов — гипотетические тезисы и положения первого матричного уровня профессиональной психотерапии, имеющие отношение к обеспечению эффективности психотерапевтического процесса — 1 з.е.
Блок 2 «Практика»
содержит следующие дифференцированные виды практики5, относимой к базисной части программы ВО — всего 6 з.е.:
форсированное развитие основных компонентов личностного статуса «Я-профессионал» (в части: реализации стартовых технологий самопознания, самодиагностики; определения имеющегося исходного уровня развития профессионального сознания; формирования представлений о профессиональном маршруте) — 3 з.е.
мастер-классы профессионального мастерства с элементами психотехнического анализа — 3 з.е.
Второй универсальный уровень дисциплинарной матрицы интегративной (полимодальной) психотерапии — базисных научных дисциплин, теорий и концепций представлен следующими структурными компонентами базисной части ВО (всего 24 з.е.)
Блок 1 «Дисциплины и модули»
Дисциплина «Базисные теории и концепции, специфические и универсальные мишени психотерапии», относимая к базисной части программы ВО — всего 12 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
современная теория адаптации, выстраиваемая в соответствии с концептом психопластического потенциала человека; актуальные мишени психотерапии -1 з.е.
универсальная модель адаптивно-креативного цикла с проработанным алгоритмом и вариантами (нормативным, кризисным, сверхнормативным) прохождения данного цикла; специфические психотерапевтические мишени -1 з.е.
общая и частная психопатология (с акцентом на изучение клиники и раннюю диагностику дебютов наиболее часто встречающихся расстройств психики и поведения) — 4 з.е.
общая психология и психология личности (общая теория психического; психические свойства, процессы, состояния; генез и основные этапы становления функций психического, функциональные концепции психического, имеющие отношение к формированию теоретической базы общепризнанных психотерапевтических методов) — 4 з.е.
концепт качественных характеристик психического здоровья — индивидуального, семейного, группового (организованные группы), социального — формирующих кластер универсальных мишеней профессиональной психотерапии — 1 з.е.
концепция деструктивных социальных эпидемий (неконтролируемое и масштабное распространение расстройств адаптации, химических и деструктивных психологических зависимостей во всем их многообразии) — наиболее опасного и непредсказуемого феномена Новейшего времени, обосновывающая необходимость обновления общего рамочного концепта профессиональной психотерапии -1 з.е.
Блок 2 «Практика»
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к базисной части программы ВО — всего 12 з.е.:
форсированное развитие основных компонентов личностного статуса «Я-профессионал» (в части: диагностики и освоения адекватных моделей профессиональной психотерапевтической деятельности; исследования компонентов ресурсной мета-позиции по отношению к основным агентам со-бытия; исследования актуальных личностных статусов, конфигурации и основных векторов их взаимодействия; обретения навыков управления «внутренней» коммуникацией; форсированного развития ресурсных личностных статусов — компонентов РЛС «Я-профессионал») — 3 з.е.
мастер-классы профессионального мастерства с фрагментами психотехнического анализа — 2 з.е.
клиническая практика (клинические разборы пациентов с психическими и поведенческими расстройствами по основным темам соответствующего образовательного модуля) — 6 з.е.
диагностика качественных характеристик психического здоровья (индивидуальная, семейная, групповая) — 1 з.е.
Третий универсальный уровень дисциплинарной матрицы интегративной (полимодальной) психотерапии — собственно дисциплинарных теорий и концепций представлен следующими структурными компонентами базисной и специальной части ВО (24 з.е. — базисная часть; 10 з.е. — специальная часть)
Блок 1 «Дисциплины и модули»
Дисциплина «Собственно дисциплинарные теории и концепции», относимая к базисной части программы ВО — всего 12 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
общая теория психотерапии как сложная многоуровневая система — 1 з.е.
концепт предметной сферы профессиональной психотерапии — 1 з.е.
концепт функциональных рядов предметной сферы профессиональной психотерапии (феноменологический; концептуально-методологический; параметрический; технологический; нормативно-профессиональный; нормативно-этический ряды профессиональной психотерапии) — 1 з.е.
концепция Базисной научно-исследовательской программы, реализуемой в сфере профессиональной психотерапии; научные исследования в сфере профессиональной психотерапии — 1 з.е.
современное понимание векторов дифференциации — интеграции профессиональной психотерапии; дисциплинарная матрица профессиональной психотерапии — 1 з.е.
психотехнические аспекты концепта психопластичности с четкой идентификацией условий манифестации и специфических форм активности базисных инстанций психики, необходимых для достижения быстрых терапевтических изменений — 1 з.е.
модель трёхуровневой психотерапевтической коммуникации, в полной мере раскрывающая как универсальный, так и уникальный потенциал профессиональной (полимодальной) психотерапии — 1 з.е.
система макро- и мета-мишеней, макро- и мета-технологий, конкретизирующая механизмы трёхуровневой психотерапевтической коммуникации и являющейся необходимой базой для понимания функционального смысла общетерапевтических факторов — 1 з.е.
система параметров и индикаторов, оценивающих полноту и качество используемых макро- и мета-технологий, структурированных техник профессиональной психотерапии, а также скорость продвижения субъекта по этапам и фазам адаптивно-креативного цикла — 1 з.е.
классификация профессиональной психотерапии (направления, модели, методы; виды, формы; возрастная дифференциация; дифференциация по длительности психотерапевтического вмешательства) — 1 з.е.
информационная «генетика» основных направлений, моделей и методов профессиональной психотерапии; специфика интегративного (полимодального) подхода — 1 з.е.
подготовка специалиста-психотерапевта — 1 з.е.
Дисциплина «Методология построения и основные компоненты Базисной научно-исследовательской программы по профилю профессиональной психотерапии», относимая к специализированной части программы ВО (Специализация № 2 "Научно-исследовательская деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 4 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
понятие и методология построения Базисной научно-исследовательской программы (НИП) в области профессиональной психотерапии; понятие доказательной психотерапии — 1 з.е.
структура и основные компоненты Базисной НИП (общий раздел; раздел целеполагания; специальный раздел; институциональный раздел; раздел мониторинга и коррекции) — 1 з.е.
исследовательские проекты в структуре Базисной НИП, методология построения конкретного исследовательского проекта — 1 з.е.
особенности реализации Базисной НИП и ее отдельных фрагментов — 1 з.е.
Дисциплина «Модели и основные компоненты подготовки специалиста-психотерапевта», относимая к специализированной части программы ВО (Специализация № 3 "Образовательная деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 4 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
основные требования к содержанию и уровню подготовки специалиста-психотерапевта в системе действующих международных и национальных эталонов (стандартов) — 1 з.е.
структура и содержание основных моделей подготовки профессиональных психотерапевтов, признаваемых успешными — 1 з.е.
специфика профессиональных компетенций специалиста педагогического профиля, действующего в сфере профессиональной психотерапии — 1 з.е.
специфика подготовки специалиста педагогического профиля, действующего в сфере профессиональной психотерапии — 1 з.е.
Дисциплина «Организация и управление в психотерапии», относимая к специализированной части программы ВО (Специализация № 4 "Организационно-управленческая деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 4 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
современные концепции организационно-управленческой деятельности; цели, задачи и способы реализации организационно-управленческой деятельности в социально-гуманитарной сферах; социальное предпринимательство — 1 з.е.
особенности организационно-управленческой деятельности в сфере профессиональной психотерапии; основные виды, процессы и компоненты профильной организационно-управленческой деятельности — 1 з.е.
специфика профессиональных компетенций специалиста организационно-управленческого профиля, действующего в сфере профессиональной психотерапии — 1 з.е.
специфика подготовки специалиста организационно-управленческого профиля, действующего в в сфере профессиональной психотерапии — 1 з.е.
Блок 2 «Практика»
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к базисной части программы ВО — всего 12 з.е.:
форсированное развитие основных компонентов личностного статуса «Я-профессионал» (в части: практики прохождения и проведения «расстановки по личностным статусам»; практики прохождения и проведения «расстановки по субличностным статусам»; практики эффективной самопомощи с использованием модифицированной технологии проблемно-ориентированной психотерапии; прохождения специальных тренингов форсированного развития особых качеств, необходимых для оснащения РЛС «Я-профессионал» — концентрации, мобилизация, диссоциации-осознанности, интуиция; схватывания-проникновения-понимания-моделирования) — 4 з.е.
мастер-классы профессионального мастерства с проведением полноценного психотехнического анализа — 4 з.е.
клиническая практика (практика участия в деятельности многопрофильной реабилитационной бригады в психиатрическом или наркологическом учреждении в статусе помощника психотерапевта) — 6 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 2 "Научно-исследовательская деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.:
практика разработки карты профессиональных компетенций (с акцентом на характеристики РЛС «Я-профессионал») специалиста научно-исследовательского профиля — 1 з.е.
практика проработки актуального исследовательского контекста и общей структуры Базисной научно-исследовательской программы (НИП), реализуемой в области профессиональной психотерапии — 1 з.е.
практика проработки основных компонентов Базисной НИП (общий раздел; раздел целеполагания; специальный раздел; институциональный раздел; раздел мониторинга и коррекции) — 2 з.е.
практика проработки методологических вариантов построения конкретного исследовательского проекта, реализуемого в сфере профессиональной психотерапии — 2 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 3 "Образовательная деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.:
практика разработки «навигационная карты» наилучших способов доведения психотерапевтических знаний и опыта до обучающимся по профилю профессиональной психотерапии — 2 з.е.
практика разработки карты профессиональных компетенций (с акцентом на характеристики РЛС «Я-профессионал») специалиста педагогического профиля — 1 з.е.
диагностика степени готовности к профильной педагогической деятельности; разработка соответствующего профессионального маршрута — 1 з.е.
подготовка и реализация опытного образовательного проекта в учебной группе — 2 з.е.
комплексная оценка эффективности реализации опытного образовательного проекта в учебной группе — 1 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 4 "Организационно-управленческая деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.:
практика разработки организационной схемы психотерапевтической помощи в конкретных условиях — 2 з.е.
практика разработки карты профессиональных компетенций (с акцентом на характеристики РЛС «Я-профессионал») специалиста — организатора психотерапевтической помощи — 1 з.е.
диагностика степени готовности к профильной организационно-управленческой деятельности; разработка соответствующего профессионального маршрута — 1 з.е.
практика работы с кейсами по теме планирования психотерапевтической помощи; планирования избранного сегмента психотерапевтической помощи — 2 з.е.
Четвертый универсальный уровень дисциплинарной матрицы интегративной (полимодальной) психотерапии — актуального профессионального поля представлен следующими структурными компонентами базисной и специальной части программы ВО (114 з.е. — базисная часть; 14 з.е. — специальная часть)
Блок 1 «Дисциплины и модули»
Дисциплина «Компоненты актуального профессионального поля интегративной (полимодальной) психотерапии», относимая к базисной части программы ВО — всего 44 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
универсальные психотерапевтические механизмы обеспечения конструктивной адаптационной динамики клиента от кризисного к нормативному и сверхнормативному варианту — 2 з.е
макро-технологические, мета-технологические, структурно-технологические навыки работы специалиста-психотерапевта с актуальными, специфическими и универсальными психотерапевтическими мишенями — 2 з.е.
базисные макро-технологические стратегии интегративной (полимодальной) психотерапии: кросс-секционные, сфокусированные на особенностях построения и прохождения этапов психотерапевтической сессии; лонгитюдные, охватывающими весь терапевтический или развивающий цикл когерентные, рассматривающими варианты «стыковки» психотерапии с другими лечебными, помогающими и развивающими практиками (консультативными, тренинговыми и пр.) — 2 з.е.
универсальный кросс-секционный макро-технологический протокол интегративной (полимодальной) психотерапии (целеполагание и особенности оформления этапов психотерапевтической сессии предварительный; установления контакта; диагностический; определения психотерапевтической стратегии; разработка проекта терапии; реализации избранного проекта психотерапии; оценки достигнутых результатов; завершения психотерапевтической сессии; пост-сессионный этап) — 1 з.е.
универсальный лонгитюдный макро-технологический протокол интегративной (полимодальной) психотерапии (экстренная психотерапия; экспресс-психотерапия; краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная психотерапия; самопсихотерапия; формат клубных встреч, ориентированных на ресурсную поддержку клиента; формат поддерживающей референтной группы) — 1 з.е.
универсальный когерентный макротехнологический протокол сочетания интегративной полимодальную психотерапию с другими лечебными, развивающими или помогающими практиками (медикаментозной, инструментальной и иной терапии; консультативными, тренинговыми, образовательными и пр.) — 1 з.е.
универсальный структурно-технологической протокол составляющей проекта интегративной (полимодальной) психотерапии — 2 з.е.
основные структурно-технологические блоки полимодальной психотерапии: ресурсо-ориентированный; коррекции эмоционального опыта; расширения когнтивного репертуара; модификации поведения; стимуляции креативной активности клиента; модифицированного варианта проблемно-ориентированной психотерапии; технический блок с опорой на идентификацию, терапевтическую трансформацию и генерацию адаптивных личностных статусов клиента; блок специальных мотивационных технологий; блок мифо-драмы, притче-драмы, сказко-драмы, дроменона, мифодизайна; блок игро-техник; блок специальных темпоральных технологий (использование пластики времени); блок специальных технологий дополняемой реальности (используется пластика обстоятельств); блок специальных технологий расстановки по личностным статусам и субстатусам (используется пластика феномена «Я»); блок телесно-ориентированных техник; модифицированный вариант психообразовательного подхода работы с семьей; техники прямого контакта с бессознательным; специальный технический блок, ориентированный на работу с клиентами, предъявляющими запрос на иррациональные формы помощи; модифицированный вариант групповой психотерапии (модель «группового терапевта»); техники «окна», работающие в сторону как актуальных, так и универсальных мишеней — 7 з.е.
специальные психотерапевтические тренинги в программах интегративной (полимодальной) психотерапии — 5 з.е.
технологии эффективной самопсихотерапии — 2.з.е.
оформление и реализация психотерапевтической программы и конкретных психотерапевтических проектов интегративной (полимодальной) психотерапии с учетом специфики детского возраста клиентов -2 з.е.
оформление и реализация психотерапевтической программы и конкретных психотерапевтических проектов интегративной (полимодальной) психотерапии с учетом специфики подросткового возраста клиентов — 2 з.е.
оформление и реализация психотерапевтической программы и конкретных психотерапевтических проектов интегративной (полимодальной) психотерапии с учетом специфики пожилого и старческого возраста клиентов — 2 з.е.
особенности формата индивидуальной интегративной (полимодальной) психотерапии — 1 з.е.
особенности формата групповой интегративной (полимодальной) психотерапии — 2 з.е.
особенности формата интегративной (полимодальной) психотерапии с семьей — 2 з.е.
особенности формата самопсихотерапии — 1 з.е.
особенности проведение итегративной (полимодальной) психотерапии в онлайн-режиме с учетом специфики ограничений и преимуществ данного формата — 1 з.е.
особенности проведения интегративной (полимодальной) психотерапии в режиме телефонного консультирования с учетом специфики данного формата — 1 з.е.
особенности проведения итегративной (полимодальной) психотерапии в режиме письменной поддержки с учетом специфики данного формата — 1 з.е.
мета-навыки эффективной профессиональной самоорганизации специалиста-психотерапевта — 2 з.е.
технологии оценки эффективности психотерапевтического вмешательства; методология психотехнического и комплексного анализа эффективности психотерапевтического процесса по версиям А (рутинная) и В (дифференцированная) — 2 з.е.
Дисциплина «Методы исследования, используемые в профессиональной психотерапии» (Специализация № 2 "Научно-исследовательская деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
доказательная исследовательская практика; понятие доказательной психотерапии — 1 з.е.
спецификация и классификация методов исследования, используемых в профессиональной психотерапии; параметры, индикаторы и способы оценки учитываемых признаков в рутинной и исследовательской практике с учетом специфики психотерапевтических модальностей — 2 з.е.
промежуточные, итоговые критерии эффективности психотерапевтического вмешательства; общая и частная методология психотехнического и комплексного анализа эффективности психотерапевтического процесса— 2 з.е.
методология психотехнического и комплексного анализа эффективности психотерапевтического процесса по версии С (научно-исследовательская) — 1 з.е.
Дисциплина «Специфика этапов профессиональной подготовки специалиста-психотерапевта и возможности коррекционной педагогики», относимая к специализированной части программы ВО (Специализация № 3 "Образовательная деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
структура и содержание додипломного и последипломного образования по профилю интегративной (полимодальной) психотерапии — 2 з.е.
структура и содержание непрерывного образования по профилю интегративной (полимодальной) психотерапии — 2 з.е.
модели профессиональной деятельности и способы педагогической коррекции неэффективных (неадаптивных) моделей профессиональной деятельности специалиста-психотерапевта — 2.з.е.
Дисциплина «Специфика организационной и управленческой деятельности в дифференцированных секторах организации психотерапевтической помощи», относимая к специализированной части программы ВО (Специализация № 4 "Организационно-управленческая деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
организация психотерапевтической помощи в государственном секторе (здравоохранение, образование, социальная помощь и поддержка) — 2 з.е.
организация психотерапевтической помощи в частном секторе (в том числе в частных лечебно-реабилитационных, образовательных, санаторно-курортных и социальных учреждениях) — 2 з.е.
организация психотерапевтической помощи в сфере деятельности правовых и силовых ведомств, военизированных формирований (МЧС и пр.) — 2 з.е.
Блок 2 «Практика»
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к базисной части программы ВО — всего 70 з.е.:
форсированное развитие основных компонентов личностного статуса «Я-профессионал» (в части: прохождения специальной тренинговых программ «Управление стрессом», «Управление конфликтом», «Управление здоровьем», «Управление жизнью»; отработки мета-технологических навыков — диагностических, конструктивистких — обязательных атрибутов РЛС «Я-профессионал»: отработки практики психотехнического анализа мета-технологических компонентов оформления этапов дифференцируемых этапов психотерапевтической сессии ) — 12 з.е.
клиническая практика (практика участия в деятельности многопрофильной реабилитационной бригады в психиатрическом или наркологическом учреждении в статусе психотерапевта-стажера) — 6 з.е.
проработка блока структурированных техник интегративной (полимодальной) психотерапии — 6 з.е.
проработка блока психотерапевтических тренингов — 6 з.е.
практика индивидуальной психотерапии с супервизией — 8 з.е.
практика групповой психотерапии с супервизией — 4 з.е.
практика семейной психотерапии с супервизией — 4 з.е.
практика подготовки клиента к проведению эффективной самопсихотерапии — 2 з.е.
практика онлайн-терапии с супервизией — 4 з.е.
практика телефонной психотерапии с супервизией — 1 з.е.
практика письменной психотерапии — 1 з.е.
практика оказания референтной (очной и дистанционной) психотерапевтической поддержки — 2 з.е.
учебная личная психотерапия — 4 з.е.
практика проведения учебной интервизии — 2 з.е.
практика проведения учебной супервизии — 2 з.е.
практика психотехнического анализа психотерапевтического процесса — 6 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 2 "Научно-исследовательская деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 8 з.е.:
практика разработки дизайна конкретного исследовательского проекта, реализуемого в сфере профессиональной психотерапии — 2 з.е.
углубленная проработка основных методов исследования, рекомендованных к использованию в сфере профессиональной психотерапии — 2 з.е.
практика работы с основными инструментами исследования, рекомендуемыми к использованию в сфере профессиональной психотерапии — 2 з.е.
практика дифференцированной оценки эффективности психотерапевтического вмешательства с использованием методологии психотехнического и комплексного анализа эффективности психотерапевтического процесса по версии С (научно-исследовательская) — 2 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 3 "Образовательная деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 8 з.е.:
практика разработки микроцикла, проводимого в формате непрерывного профессионального образования, по профилю интегративной — полимодальной психотерапии и реализации данного фрагмента в учебной группе с супервизорской поддержкой (включенная супервизия) — 2 з.е.
практика разработки фрагмента программы последипломного образования по профилю интегративной — полимодальной психотерапии и реализации данного фрагмента в учебной группе с супервизорской поддержкой (включенная супервизия) — 3 з.е.
практика диагностики и педагогической коррекции неэффективных, неадаптивных моделей профессиональной деятельности специалиста-психотерапевта в учебной группе с супервизорской поддержкой (включенная супервизия) — 3 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 4 "Организационно-управленческая деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 8 з.е.:
разработка и защита опытных проектов организации психотерапевтической помощи в специально заданных условиях (кейсы-задачи в государственном и частном секторе здравоохранения, образования, социальной помощи и поддержки; в секторе деятельности правовых, силовых ведомств и особых военизированных формирований) — 2 з.е.
разработка и защита опытных проектов организации психотерапевтической помощи в сфере социального предпринимательства (профиль повышения социальной эффективности) — 3 з.е.
разработка и защита опытных проектов организации психотерапевтической помощи в сфере социальной психотерапии (профиль эффективного противодействия деструктивным социальным эпидемиям) — 3 з.е.
Пятый универсальный уровень дисциплинарной матрицы интегративной (полимодальной) психотерапии — стандартов и правил профессиональной психотерапевтической деятельности — представлен следующими структурными компонентами базисной и специальной части программы ВО (35 з.е. — базисная часть; 15 з.е. — специальная часть)
Блок 1 «Дисциплины и модули»
Дисциплина «Стандарты и правила профессиональной психотерапевтической деятельности», относимая к базисной части программы ВО — всего 15 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
концепция качества профессиональной психотерапевтической — научной, образовательной, организационной, практической — деятельности — 2.з.е.
управление качеством профессиональной психотерапевтической — научной, образовательной, организационной, практической — деятельности — 2.з.е.
инструменты управления качеством психотерапевтической — научной, образовательной, организационной, практической — деятельности — 1 з.е.
правила профессиональной психотерапевтической — научной, образовательной, организационной, практической — деятельности — 3.з.е.
стандарты профессиональной психотерапевтической — научной, образовательной, организационной, практической — деятельности — 3 з.е.
управление качеством психотерапевтической помощи на различных уровнях организации — от кабинета до национальных и международных проектов — 2 з.е.
инструменты управления качеством психотерапевтической помощи — 1 з.е.
принципы и модели формирования приверженности специалистов, действующих в сфере профессиональной психотерапии, к выполнению утвержденных стандартов и правил психотерапевтической деятельности — 1 з.е.
международные, национальные и региональные институты профессиональной психотерапии, ответственные за качество профессиональной психотерапевтической деятельности — 1 з.е.
специалисты-эксперты в сфере управления и оценки качества профессиональной психотерапевтической — научной, образовательной, организационной, практической — деятельности — 1 з.е.
Дисциплина «Стандарты и правила научно-исследовательской деятельности в сфере профессиональной психотерапии» (Специализация № 2 "Научно-исследовательская деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
разработка и оформления правил научно-исследовательской деятельности в сфере профессиональной психотерапии; действующие регламенты и рекомендации — 2 з.е.
разработка и оформления стандартов научно-исследовательской деятельности в сфере профессиональной психотерапии; действующие стандарты и рекомендации — 2 з.е.
механизмы контроля выполнения правил и стандартов научно-исследовательской деятельности в сфере профессиональной психотерапии— 1 з.е.
формирование и деятельность экспертных групп, специализирующихся в области научных исследований по профилю профессиональной психотерапии — 1 з.е.
Дисциплина «Стандарты и правила образовательной деятельности в сфере профессиональной психотерапии», относимая к специализированной части программы ВО (Специализация № 3 "Образовательная деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
разработка и оформления правил образовательной деятельности в сфере профессиональной психотерапии; действующие регламенты и рекомендации — 2 з.е.
разработка и оформления стандартов образовательной деятельности в сфере профессиональной психотерапии; действующие образовательные стандарты — 2 з.е.
механизмы контроля выполнения правил и стандартов образовательной деятельности в сфере профессиональной психотерапии — 1 з.е.
подготовка и деятельность экспертных групп, специализирующихся в области профессионального психотерапевтического образования — 1 з.е.
Дисциплина «Стандарты и правила в сфере организационной и управленческой деятельности, осуществляемой в области профессиональной психотерапии», относимая к специализированной части программы ВО (Специализация № 4 "Организационно-управленческая деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
разработка и оформления правил организационной и управленческой деятельности в сфере профессиональной психотерапии; действующие стандарты и правила — 2 з.е.
разработка и оформления стандартов организационной и управленческой деятельности в сфере профессиональной психотерапии; действующие организационные стандарты — 2 з.е.
механизмы контроля выполнения правил и стандартов организационной и управленческой деятельности в сфере профессиональной психотерапии — 1 з.е.
подготовка и деятельность экспертных групп по профилю организационной и управленческой деятельности в сфере профессиональной психотерапии — 1 з.е.
Блок 2 «Практика»
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к базисной части программы ВО — всего 20 з.е.:
проработка технологического стандарта (рекомендаций) по использованию макро-, мета- и структурно-технологических подходов в секторе интегративной — полимодальной психотерапии с включенной и отсроченной супервизией — 5 з.е.
проработка правил оформления профессиональной психотерапевтической деятельности в секторе интегративной — полимодальной психотерапии с включенной и отсроченной супервизией — 3 з.е.
стажировка по профилю интегративной (полимодальной) психотерапии с проведением психотехнического и комплексного анализа в части выполнения рекомендаций и правил оформления профессиональной психотерапевтической деятельности с подготовкой промежуточного отчета по установленной форме — 12 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 2 "Научно-исследовательская деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 9 з.е.:
проработка стандартов и правил доказательной исследовательской практики, рекомендуемых к использованию в сфере профессиональной психотерапии, в ходе выполнения предварительных и полевых этапов дипломного исследовательского проекта; подготовка и защита промежуточных отчетов о реализованных этапах профильной исследовательской деятельности — 2 з.е.
подготовка двух научных докладов по теме полученных промежуточных результатов исследования; апробация на проводимых внутренних (образовательное учреждение) или внешних научных конференциях, симпозиумах, конгрессах — 2 з.е.
публикация тезисов, подготовленных по материалам проводимого научного исследования, в официальных научных изданиях — 2 з.е
подготовка и публикация в рецензируемых научных изданиях двух научных статей по материалам полученных в ходе проведения исследования промежуточных результатов — 3 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 3 "Образовательная деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 9 з.е.:
проработка стандартов и правил, рекомендуемых к использованию в сфере подготовки профессиональных психотерапевтов, в формате преддипломной образовательной практики в статусе педагога-стажера; подготовка и защита промежуточных отчетов с акцентом на реализацию рекомендованных стандартов и правил профильной педагогической деятельности — 4 з.е.
разработка и апробация стандартов и правил, рекомендуемых к использованию в ходе реализации экспериментального образовательного проекта (дипломная практика) — 3 з.е.
подготовка доклада по теме экспериментального образовательного проекта, реализуемого в сфере профессиональной психотерапии; апробация на проводимых тематических внутренних (образовательное учреждение) или внешних научных конференциях, симпозиумах, конгрессах — 2 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 4 "Организационно-управленческая деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 9 з.е.:
проработка стандартов и правил, имеющих непосредственное отношение к организационной и управленческой деятельности в области профессиональной психотерапии, в формате преддипломной практики в статусе организатора-стажера; подготовка и защита промежуточных отчетов с акцентом на проработку актуальных стандартов и правил профильной организационной и управленческой деятельности — 4 з.е.
разработка и апробация стандартов и правил, рекомендуемых к использованию в ходе реализации экспериментального организационного проекта в сфере профессиональной психотерапии (дипломная практика) — 3 з.е.
подготовка доклада по теме экспериментального организационного проекта, реализуемого в сфере профессиональной психотерапии; апробация на проводимых тематических внутренних (образовательное учреждение) или внешних научных конференциях, симпозиумах, конгрессах — 2 з.е.
Шестой универсальный уровень дисциплинарной матрицы интегративной (полимодальной) психотерапии — нормативно-организационный — представлен следующими структурными компонентами базисной и специальной части программы ВО (15 з.е. — базисная часть; 10 з.е. — специальная часть
Блок 1 «Дисциплины и модули»
Дисциплина «Нормативно-правовое регулирование профессиональной психотерапевтической деятельности», относимая к базисной части программы ВО — всего 10 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
социальные институты, осуществляющие нормативно-правовое регулирование деятельности к достижению промежуточных и конечных целей, декларируемых в сфере профессиональной психотерапии — 1 з.е.
концепция психоэтики с такими ее компонентами, как инфоэтика, психоэкология, профессиональная этика — 1 з.е.
общий концепт нормативно-правового регулирования психотехнической деятельности; особенности регулирования психотехнической деятельности в Российской Федерации — 1 з.е.
международные нормативные документы, законодательство Российской Федерации в области здравоохранения, социальной сферы; нормативно-правовое регулирование профессиональной психиатрической, наркологической, психологической и психотерапевтической деятельности, а также гарантий прав граждан при ее оказании данных видов помощи в РФ — 2 з.е.
понятие о модельном — т. е. содержащего наиболее общие и воспроизводимые в действующих правовых системах положения — кодексе законов: «О психическом здоровье» (с особым акцентом на проработанную сферу качественных характеристик психического здоровья — точку приложения профессиональной психотерапии); «О психотерапевтической помощи»; «О психологической помощи»; «Об аддиктологической помощи» — 1 з.е.
основные положения модельного кодекса как свода правил профессиональной психотерапевтической деятельности, утверждаемых на уровне профильных саморегулируемых организаций национального уровня, действующих в Российской Федерации — 2 з.е.
понятие о базисных и смежных компетенциях в сфере профессиональной психотерапии — 1 з.е.
нормативно-правовое регулирования процесса приобретения и деятельности в области смежных психотерапевтических компетенций специалистами медицинского, психологического, педагогического, социального и иного гуманитарного профиля — 2 з.е.
этический кодекс специалистов-психотерапевтов — 1 з.е.
Дисциплина «Нормативно-правовое регулирование научно-исследовательской деятельности в сфере профессиональной психотерапии» (Специализация № 2 "Научно-исследовательская деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 4 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
международная практика нормативно-правового регулирования научно-исследовательской деятельности — основные подходы и принципы — 2 з.е.
нормативно-правовое регулирование научно-исследовательской деятельности в Российской Федерации — 1 з.е.
особенности нормативно-правового регулирования научно-исследовательской деятельности в сфере профессиональной психотерапии — состояние и перспективы — 1 з.е.
Дисциплина «Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в сфере профессиональной психотерапии», относимая к специализированной части программы ВО (Специализация № 3 "Образовательная деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 4 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
международная практика нормативно-правового регулирования образовательной деятельности — основные подходы и принципы — 2 з.е.
нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации — 1 з.е.
особенности нормативно-правового регулирования образовательной деятельности в сфере профессиональной психотерапии — состояние и перспективы — 1 з.е.
Дисциплина «Нормативно-правовое регулирование в сфере организационной и управленческой деятельности, осуществляемой в области профессиональной психотерапии», относимая к специализированной части программы ВО (Специализация № 4 "Организационно-управленческая деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 4 з.е.
содержит следующие образовательные модули:
международная практика нормативно-правового регулирования в сфере организационной и управленческой деятельности — основные подходы и принципы — 2 з.е.
нормативное регулирование в сфере организационной и управленческой деятельности в Российской Федерации — 1 з.е.
особенности нормативно-правового регулирования в сфере управления психотерапевтической деятельностью — состояние и перспективы — 2 з.е.
Блок 2 «Практика»
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к базисной части программы ВО — всего 5 з.е.:
подготовка реферата об особенностях (актуальных аспектах) нормативно-правового регулирования психотехнической деятельности в Российской Федерации, либо другой страны по выбору — 1 з.е.
подготовка литературного обзора по теме особенностей нормативно-правового регулирования компонентов психотерапевтической практики, осуществляемой в рамках психиатрической, наркологической, психологической, педагогической и социальной деятельности в Российской Федерации, либо другой стране по выбору — 2 з.е.
разработка модельного нормативного акта (по выбору) в сфере нормативно-правового регулирования профессиональной психотерапевтической деятельности — 2 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 2 "Научно-исследовательская деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.:
подготовка и публикация в рецензируемых научных изданиях статьи об особенностях (актуальных аспектах) нормативно-правового регулирования научно-исследовательской деятельности в психотехнической сфере — 2 з.е.
подготовка и публикация в рецензируемых научных изданиях литературного обзора по теме этики научных исследований, осуществляемых в сфере оценки эффективности экспериментальных психотехнологий — 2 з.е.
разработка модельного нормативного акта (по выбору), регулирующего существенные аспекты научно-исследовательской деятельности в сфере профессиональной психотерапии — 2 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 3 "Образовательная деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.:
подготовка и публикация в рецензируемых научных изданиях статьи об особенностях (актуальных аспектах) нормативно-правового регулирования образовательной деятельности в психотехнической сфере — 2 з.е.
подготовка и публикация в рецензируемых научных изданиях литературного обзора по теме управления качеством образовательной деятельности в сфере профессиональной психотерапии (аспект нормативно-правового регулирования) — 2 з.е.
разработка модельного нормативного акта (по выбору), регулирующего существенные аспекты образовательной деятельности в сфере профессиональной психотерапии — 2 з.е.
содержит следующие дифференцированные виды практики, относимой к специализированной части программы ВО (Специализация № 4 "Организационно-управленческая деятельность в сфере профессиональной психотерапии") — всего 6 з.е.:
подготовка и публикация в рецензируемых научных изданиях статьи по теме особенностей нормативно-правового регулирования в сфере управления психотехнической деятельностью — 2 з.е.
подготовка и публикация в рецензируемых научных изданиях литературного обзора по теме управления качеством организационно-управленческой деятельности в сфере профессиональной психотерапии (аспект нормативно-правового регулирования) — 2 з.е.
разработка модельного нормативного акта (по выбору), регулирующего существенные аспекты организационно-управленческой деятельности в сфере профессиональной психотерапии — 2 з.е.
4.6. Структура программа ВО распределяется по зачетным единицам и часам следующим образом:
объем вариативной части по базовой программе ВО «Оказание психотерапевтической помощи», обязательной к прохождению всеми участниками образовательного процесса, составляет — 15 з.е. или 375 часов
объем вариативной части по специализациям научно-исследовательской, образовательной и организационно-управленческой деятельности в сфере профессиональной психотерапии составляет — 10 з.е. или 250 часов
объем итоговой аттестации по базовой программе и специализациям научно-исследовательской, образовательной и организационно-управленческой деятельности в сфере профессиональной психотерапии составляет — 1 з.е. или 25 часов
общий объем базовой программы ВО (специализация "Оказание психотерапевтической помощи") составляет 240 з.е или 6000 часов*, распределяемых по 97 образовательным модулям (плюс модули вариативной части). Из них 99 з.е. или 2475 часов (плюс вариативная часть) составляют теоретический блок; 125 з.е. или 3125 часов (плюс вариативная часть) составляют практический блок. В структуре практической части личная психотерапия составляет 4 з.е. или 100 часов; очная и отсроченная супервизия составляет 21 з.е. или 525 часов.
общий объем программы ВО по специализации "Научно-исследовательская деятельность в сфере профессиональной психотерапии" составляет 300 з.е. или 7500 часов, распределяемых по 133 образовательным модулям (плюс модули вариативной части). Из них 123 з.е. или 3075 часов (плюс вариативная часть) составляют теоретический блок; 154 з.е. или 3850 часов (плюс вариативная часть) составляют практический блок. В структуре практической части личная психотерапия составляет 4 з.е. или 100 часов; очная и отсроченная супервизия составляет 21 з.е. или 525 часов.
общий объем программы ВО по специализации "Образовательная деятельность в сфере профессиональной психотерапии" составляет 300 з.е. или 7500 часов, распределяемых по 130 образовательным модулям (плюс модули вариативной части). Из них 123 з.е. или 3075 часов (плюс вариативная часть) составляют теоретический блок; 154 з.е. или 3850 часов (плюс вариативная часть) составляют практический блок. В структуре практической части личная психотерапия составляет 4 з.е. или 100 часов; очная и отсроченная супервизия составляет 21 з.е. или 525 часов.
общий объем программы ВО по специализации "Организационно-управленческая деятельность в сфере профессиональной психотерапии" составляет 300 з.е. или 7500 часов, распределяемых по 130 образовательным модулям (плюс модули вариативной части). Из них 123 з.е. или 3075 часов (плюс вариативная часть) составляют теоретический блок; 154 з.е. или 3850 часов (плюс вариативная часть) составляют практический блок. В структуре практической части личная психотерапия составляет 4 з.е. или 100 часов; очная и отсроченная супервизия составляет 21 з.е. или 525 часов.
4.7. Распределение объемов программы ВО по зачетным единицам и часам по секторам очной (непосредственная работа обучающегося с преподавателем), самостоятельной и дистанционной части осуществляется учебным заведением, реализующим настоящую программу. Объем сектора программы ВО, представленный непосредственным очным взаимодействием обучающегося с преподавателем, не должен быть менее 25% от общего объема программы.
4.8. Теоретические и практические модули вариативной части программы, как базовой, так и специальной, обучающиеся выбирают и распределяют по годам обучения самостоятельно в объеме не менее 375 и 250 часов соответственно. Выполнение избранной вариативной части программы ВО обучающимся в установленном объеме является обязательным.
4.9. Замена модулей обязательной части программы — базовой и специальной — допускается только в том случае, если теоретическое или практическое содержание альтернативного модуля полностью соответствует функциональной цели соответствующего фрагмента программы ВО
V. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ВО
5.1. Сферами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ВО, являются:
профессиональная психотерапия, понимаемая как отдельное направление научно-практической деятельности, выделяемое в самостоятельную академическую специальность и выполняющее важнейшую миссию по формированию высоких уровней психологического здоровья-устойчивости населения к агрессивным влияниям среды и высоких темпов конструктивного социального развития в агрессивной среде
наука (в части разработки и реализации Базисных научно-исследовательских программ углубленного исследования психики и аспектов психического в организации феномена жизни)
здравоохранение (в части обеспечения приемлемых уровней психического и соматического здоровья населения; мотивации на сохранения и развитие здоровья, достижение активного долголетия с высоким качеством жизни и уровнем социального функционирования)
образование (в части обеспечения психологического здоровья учащихся и членов их семей)
социальная помощь и поддержка (в части обеспечения удовлетворительных уровней психологической и социальной адаптации в проблемных группах населения)
социальное предпринимательство (в части разработки и реализации масштабных социальных проектов, связанных с эффективной профилактикой вовлечения населения в деструктивные социальные эпидемии, повышением социальной эффективности и креативности)
управление (в части обеспечения эффективной самоорганизации, коммуникативной компетентности и высокой продуктивности у руководителей всех уровней)
эффективная самоорганизация (в части запроса населения на форсированное развитие определенных навыков самоорганизации, позволяющих наиболее эффективно использовать ресурс времени и способствующих достижению значимых жизненных целей)
5.2. Уточненная область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ВО, включает:
практическую деятельность, направленную на решение комплексных задач по обеспечению квалифицированной психотерапевтической помощью лиц, нуждающихся в такой профессиональной помощи; а также — на реализацию развивающей, саногенной и социально-стабилизирующей функции профессиональной психотерапии
научно-исследовательскую деятельность, направленную на совершенствование научной методологии и разработку новых методов исследования предметной сферы профессиональной психотерапии; разработку новых психотерапевтических методов и технологий, и исследования сравнительной эффективности инновационных и традиционных методов психотерапии
образовательную деятельность, направленную на подготовку специалистов-психотерапевтов практического, организационного, научно-исследовательского (в том числе экспертного) и образовательного профилей профессиональной психотерапевтической деятельности
организационную деятельность, направленную на эффективную реализацию современных организационных технологий в сфере психотерапевтической практики, науки и образования
5.3. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ВО, соответственно являются:
человек с проблемными ситуациями и состояниями, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и особенностями его психического организации (свойства, процессы, состояния)
человек с запросами в сфере повышения уровней индивидуального здоровья, достижения активного долголетия и высокого качества жизни; а также — с запросами в сфере развития определенных психических свойств, состояний, процессов, способствующих эффективной самоорганизации
малые и большие группы населения с кризисными проявлениями, высокими рисками вовлечения и вовлеченными в деструктивные социальные эпидемии Новейшего времени
общество в целом (аспект повышения социальной устойчивости к агрессивному влиянию среды; аспект обеспечения стабильного роста социальной эффективности и продуктивности при наличии неблагоприятных внешних условий)
профильные научные организации и специалисты-исследователи; комплексные программы и отдельные проекты научных исследований в сфере профессиональной психотерапии и смежных областях
образовательные организации и педагогический персонал данных организаций,; программы подготовки профессиональных психотерапевтов и специалистов со смежными компетенциями в сфере психотерапии
система организации и управления профессиональной психотерапевтической деятельностью (включая деятельность по оказанию психотерапевтической помощи, научно-исследовательскую, образовательная деятельность); специалисты в сфере организации и управления профессиональной психотерапевтической деятельности
5.4. Выпускник, освоивший программу ВО, должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа ВО:
задачи по оказание разнообразной, квалифицированной психотерапевтической помощи в соответствии с потребностями и ожиданиями клиентов / пациентов, малых и больших групп, населения в целом
задачи, связанные с эффективной реализацией развивающей, саногенной и социально-стабилизирующей функции профессиональной психотерапии
задачи по выведению профессиональной психотерапии в статус состоятельного и самостоятельного научно-практического направления; а также — повышению наукоемкого содержания психотерапии, обеспечивающего непрерывный рост качества оказываемой психотерапевтической помощи
задачи по совершенствованию процесса додипломной, последипломной и непрерывной подготовки специалистов-психотерапевтов, специалистов со смежными компетенциями в сфере профессиональной психотерапии; а также — по масштабному внедрению инновационных форм обучения по профилю профессиональной психотерапии
задачи по модернизации и существенному повышению качества процессов управления профессиональной психотерапевтической деятельностью — научной, образовательной, практической; по модернизации региональных и национальной системы психотерапевтической помощи населению в соответствие с требованиями Новейшего времени
VI. Требования к результатам освоения программы ВО
6.1. В результате освоения программы ВО у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, представляющие системные уровни функциональной готовности специалиста-психотерапевта к профессиональной психотерапевтической деятельности.
6.2. Характеристики приведенных (см. п. 6.1.) разноуровневых компетенции соответствуют содержательным характеристикам психотерапевтической деятельности, обозначенных в Профессиональном стандарте специалиста-психотерапевта (базовая модальность: интегративная — полимодальная психотерапия) в части обобщенных трудовых функций, дифференцированных знаний и умений, распределяемых по универсальным уровням дисциплинарной матрицы профессиональной психотерапии.
6.3. Выпускник, освоивший программу ВО должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
обладать подлинным интересом к человеку, аспектам его жизнедеятельности, сферам проявления психической активности (ОК-1)
обладать гуманистическим мировоззрением, способствующим сочувствию и пониманию как страдающего человека, так и человека с потребностями в сфере индивидуального развития и иными потребностями (ОК-2)
обладать широким кругозором, в том числе в сфере культурных и духовных традиций наций и народностей, проживающих в регионе деятельности специалиста-психотерапевта (ОК-3)
иметь основу правовых знаний, в частности — знаний в сфере основополагающих прав человека на свободу и безопасность (ОК-4)
иметь отчетливые представления об этической составляющей персональных и, особенно, профессиональных отношений, в которые вовлекаются лица, рассчитывающие получить помощь и поддержку в этих отношениях (ОК-5)
обладать основой экономических знаний с возможностью их использования в целях обеспечения экономических аспектов профессиональной деятельности (ОК-6)
обладать способностью к переработке и усвоению значительных объемов новой информации, способствующей личностному и профессиональному развитию (ОК-7)
обладать навыками эффективной самоорганизации, в том числе — в области самостоятельной работы с учебным материалом (ОК-8)
быть готовым действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-9)
быть готовым к использованию креативного потенциала и возможностей творческого процесса как основных адаптивных, в том числе — адаптивно-профессиональных инструментов (ОК-10)
6.4. Выпускник, освоивший программу ВО должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
готовность к полноценной реализации базовой функции интегративной психотерапии по эффективной профессиональной самоорганизации (ОПК-1)
готовность к полноценной реализации базовой помогающей функции интегративной психотерапии по оказание психотерапевтической помощи отдельным лицам, малым и большим группам населения (ОПК-2)
готовность к полноценной реализации базовой саногенной функции интегративной психотерапии по достижению высоких уровней здоровья у отдельных лиц и в заинтересованных группах населения (ОПК-3)
готовность к полноценной реализации базовой развивающей функции интегративной психотерапии по форсированному развитию определенных психических качеств (свойств, процессов, состояний, навыков и пр.), обеспечивающих высокий уровень психологической адаптации и комфорта у отдельных лиц и в заинтересованных группах населения (ОПК-4)
готовность к полноценной реализации базовой социально-стабилизирующей функции интегративной психотерапии по обеспечению социальной стабильности, высоких уровней устойчивости населения к агрессивному воздействию среды, эффективной профилактике распространения деструктивных социальных эпидемий (ОПК-5)
6.5. Выпускник, освоивший программу ВО должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Раздел «Необходимые знания»
Необходимые знания по первому универсальному уровню дисциплинарной матрицы интегративной (полимодальной) психотерапии — фундаментальных допущений:
история становления научной психотерапии; в частности — рекурсивная история представлений о предметной сфере профессиональной психотерапии (ПК-