ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Согласно уставу ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) здоровье у человека — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов https://ru.wikipedia.org/wiki/Здоровье.
Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. https://ru.wikipedia.org/wiki/Психическое_здоровье
А.Ф. Ануфриев выделил следующие виды норм (от латинского правило, образец — установленная мера, средняя величина чего-либо):
✔ статистическая,
✔ функциональная,
✔ конвенциональная,
✔ социокультурная,
✔ норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий),
✔ норма как описательная характеристика (положительный логический критерий);
✔ идеальная норма.
Другие исследователи добавляют ✔ идеологическую, ✔ феноменологическую, ✔ индивидуальную и другие виды норм.
Чтобы оценить психическое здоровье, надо выбрать:
(1) тип нормы,
(2) объяснительную модель (школу),
(3) задачи оценки психического здоровья,
(4) цели развития.
Пример 1. Хочу использовать (1) модель личности Б. Ломова, (2) «идеальную норму» и (3) поставить задачу: духовный рост. Модель Ломова говорит, что личность состоит из 3 уровней: познавательного, эмоционального и поведенческого. Социальная норма интуитивно подсказывает, что есть «люди действия», есть «эмоциональные», есть «умствующие». У одного сильнее развита одна сфера личности, у другого — другая. Поскольку я поставила в задачи духовный рост, мне от жадности хочется прокачать все сферы. Поэтому я все три оцениваю: эмоциональный интеллект, познавательный интеллект, поведенческую продуктивность. (4) Сравниваю с идеалами (учителями, чей уровень духовного развития кажется приемлемым). Ищу способы «дорасти».
Пример 2. Хочу использовать (1) модель Зейгарник с критериями различных нарушений познавательной сферы https://studfile.net/preview/4166451/page:33, (2) критерии диагностики патологии («отрицательный логический критерий»), как учили в психиатрическом стационаре. (3) Ставлю перед собой задачу удостовериться, что нет психической дисфункции. Использую методики измерения памяти, внимания, мышления и других высших психических функций (ниже ссылки и примеры). Допустим, выяснила, что есть операциональные нарушения мышления. (4) Читаю, как возникают, почему возникают, как исправить, иду тренироваться.
Пример 3. Мне нужно оценить развитость эмоциональной сферы. (1) Использую модель уровней аффективной регуляции школы Лебединского, (2) положительный логический критерий (каковы мои достижения в развитии регуляции), (3) ставлю цель развития: расширить эмоциональный диапазон / научиться справляться с…. (4) ищу пути достижения желаемого.
Пример 4. Один и тот же феномен может быть одновременно нормальным и ненормальным в зависимости от критериев оценки, типа нормы, системы координат, точки отсчета. Можно для примера взять гомосексуализм. Раньше он считался клинической ненормой (патологией), в классификации болезней занимал место среди других сексуальных перверсий (половых извращений), таких как зоофилия, педофилия. После пересмотра социокультурных норм и введения толерантности гомосексуализм был исключен из списка патологий. Клинически — норма. Конвенциально (ученые договорились) — норма. Социокультурно — у многих вызывает протест. Статистически — по-разному в разных субкультурах. Очевидно, что в гей-сообществе гомосексуалистов статистически большинство, в гетеросексуальном сообществе статистическое большинство гетеросексуалов. Иными словами, многое зависит от того, что именно вы называете нормой: критерии, разработанные учеными или ваши мировоззренческие ценности / социокультурные нормы.
Пример 5. Раньше принципиальность считалась чем-то ценным, важным, «крутым». Принципиальный человек, который умеет отстаивать свои принципы, бороться за них, может быть даже умереть — вроде как герой. Но это было идеологической нормой. Клинически — патологией. Принципиальный, категоричный, догматичный, ригидный человек, не способный принимать чужие точки зрения, слышать оппонентов — заодно часто еще и нарушенный (если это не культурная норма). Например, нейродегенеративное заболевание, энцефалопатия, паранойя или что-то еще. У нас суицид — культурная ненорма, в Японии долгое время ритуальный суицид был признаком сохранения чести.
Пример 6. Вам говорят, что вы незрелы, ведёте себя как ребенок. Можно взять (1) модель личности из транзактного анализа (эго-состояния родителя, взрослого, ребенка), (2) отрицательный логический критерий (чего не хватает), (3) цели развития: восполнить недостающее, (4) разработать стратегию достижения желаемого. Например, в ходе диагностики выяснилось, что мой внутренний взрослый вполне себе жив-здоров, есть и логика, и этика, и объективность, и управление. Но туда трудно переключиться. Бунтующий внутренний ребенок обижается и не хочет становиться взрослым. Тогда цель развития — научиться переключаться. Иногда цель развития — «отрастить внутреннего взрослого» или «научиться отключать контролирующего родителя».